1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с пословицами.
Учитель раздает на каждую парту конверты с пословицами, слова из которых написаны на отдельных листочках. Задача учащихся – собрать пословицу и вставить пропущенные буквы. В каждом конверте лежит подсказка – грамматические показатели слов, расположенные в нужной последовательности.
1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и
Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п.
2) работ.., не, в желез, ржавеет
Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол.
3) и, поедет, тигр, на, богатырь
Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол.
4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер..
Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., – и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол.
Затем учащиеся с одинаковыми пословицами сравнивают свои ответы.
3. Упражнение 199 (комментированное письмо).
4. Упражнение 200.
– Обсуждение орфограммы «Ь на конце существительных после шипящих».
– Заполнение таблицы.
Есть мягкий знак |
Нет мягкого знака |
5. Упражнение 201.
– Обсуждение орфограммы «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
– Самостоятельная работа.
6. Итог урока.
– Почему важно уметь определять склонение и падеж существительных?
Домашнее задание: упражнение 202, 203; подготовиться к диктанту по упражнению 204.