Урок 51а «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…» (по стихотворениям Сергея Есенина)

0
458
шрифт

Урок 51а «Несказанное, синее, нежное…» (по стихотворениям Сергея Есенина)

Цель: продолжить работу над цветописью и звукописью поэзии Есенина.

Ход урока

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

С. Есенин

I. Изучение нового материала.

1. Прослушивание песни «Конь» в исполнении группы «Любэ».

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Беседа с учащимися.

– Что для вас значит понятие «родина»?

– Вместите понятие «родина» в одно слово, например, существительное: дом, речка, поле, лес.., прилагательное: любимая, прекрасная. (У Есенина это понятие выражено словами: «несказанное, синее, нежное…».)

– Есть ли в его стихотворениях те понятия, о которых мы говорили?

– Что для поэта означает слово «родина»?

4. Анализ стихотворений. Понятие звукописи.

– Давайте прочтем стихотворение «За горами, за желтыми долами…» (подготовленный ученик) и те стихи, которые вы выбрали дома (2– 3 стихотворения). Найдите в них существительные, которые указывают на то, что видит поэт, вспоминая о родине. («Тропа деревень», «лес», «вечернее полымя» (закат), «плетень», «церковные главы», «озера», «монастырь на высокой горе».)

– Можно ли какой-то одной строкой из стихотворения выразить его смысловую суть? (Это довольно трудно, потому что стихи Есенина наполнены множеством выразительных деталей.)

– Прочитаем стихотворение, строки из которого стали эпиграфом к уроку: «Запели тесаные дроги…»

– В первой строфе поэт создает пейзажную зарисовку: часовенки, кресты на кладбище, придорожные кусты, равнины, поле, и воспроизводит звуки: «запели тесаные дроги…», «О, Русь – малиновое поле…», «звенят родные степи».

– Почему слова «малиновое поле» можно рассматривать как прием звукописи в данном стихотворении? Знаете ли вы, что означает выражение «малиновый звон»?

– Приведите примеры звукописи из других стихотворений поэта.

5. Введение понятия цветописи.

– С помощью каких еще приемов Есенин передает свои впечатления от окружающего мира? (Поэт активно использует в своих стихах цветопись.)

– Приведите примеры цветописи из стихотворений Есенина. («Лунное поле», «лес зеленый», «маковая заря», «голубеет песок», «синь туманится», «алый цвет зари», «малиновая ширь», «осень – рыжая кобыла», «в желтой пене облака» и др.)

Понравившиеся примеры учащиеся записывают в тетрадь.

– Какие краски больше всего любил Есенин и чаще других использовал в стихотворениях? (Цветовая гамма многообразна, нельзя выделить отдельные цвета.)

Учитель. Права юная поэтесса Лена Хисамутдинова, написавшая о Есенине такие строки:

И вздохнув, светлым каплям дождинок,

Что текут по окну, улыбнусь.

Осень дарит нам россыпь слезинок,

А Есенин – прекрасную грусть.

Дарит миг наслаждения миром,

И любовь, что в душе хранил,

Чтобы мир стал немного счастливей,

Чтобы мир красоту не забыл.

6. Рассматривание иллюстраций к стихам Есенина (домашнее задание).

7. Продолжение анализа стихотворений.

Учитель. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства. Вспомним, что такое троп? (Тропыслова, обороты речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства языка.)

– Какие тропы вы знаете? Раскройте эти понятия. (Эпитет, метафора, сравнение.)

– Приведите примеры этих тропов из стихотворений Есенина. (Эпитеты: «рыжий месяц», «листва золотая», «в кустах багряных» и т. д.

Сравнения: «как сережки, прозвенит девичий смех», «и березы стоят, как большие свечки» и др.

Метафоры: «желтые поводья месяц уронил», «как повиснет заря на мосту», «лижут сумерки золото солнца».)

Учащиеся записывают в тетрадь яркие примеры тропов.

II. Творческая мастерская.

– Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли.

Ученики получают текст стихотворения Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами.

Задание: самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.

звезды

Звездочки ________, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу ________?

Частые звездочки, звездочки ________!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания ________?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ________,

Звезды небесные, звезды ________?

Вспомогательные задания:

1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)

2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.

3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)

4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.

5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.

6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: продолжить работу в творческой мастерской: сравнить «свой» вариант стихотворения «Звезды» с авторским.