Урок 51. ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ – БАЙКАЛ

0
34

Задачи: формировать знания о географическом положении и складчато-глыбовом рельефе Урала, об особенностях климата и размещением речной сети и озер на Урале; развивать знания о при­чинно-следственных связях в природе; закрепить и обобщить зна­ния о закономерностях размещения полезных ископаемых на Ура­ле; совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности рельефа и размещение полезных ископаемых.

Ход урока

Проверка знаний и умений по теме «Пояс гор Южной Си­бири».

Определения можно зачитывать в следующей последователь­ности:

Опущенный участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.

Обширная, высокоприподнятая горная область, в которой отдельные хребты и горы чередуются с плоскогорьями.

Участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

Внедрение магмы в толщу горных пород земной коры.

Процесс разрушения и изменения горных пород под дейст­вием внешних сил.

Светлые лиственничные леса с зарослями кустарников и ши­рокими полянами луговой растительности.

Крупнозернистый уплотненный лед, расположенный выше снеговой линии в горах.

Единица измерения силы землетрясения.

Плосковершинные горы с большими пятнами снега, не стаи­вающего в горах почти все лето.

Место на земной поверхности над расположенным в недрах Земли очагом землетрясения.

Темная густая тайга из пихты и ели с примесью кедра.

Вершины горных хребтов, постоянно покрытые снегом (Алтай, Саяны).

Ответы:

вариант – 8, 7, 9, 11, 10, 4, 12, 6, 2, 5, 3, 1.

вариант – 5, 6,4,2, 3,9, 1,7, 11, 8, 10, 12.

Получение новых знаний.

Данный урок проводится в форме семинара. Вопросы для об­суждения были даны учащимся, как опережающее домашнее зада­ние (см. урок № 48).

Местоположение Байкала. Красота озера и прибрежных ландшафтов. «Поющие» пески и другие достопримечательности прибайкальских ландшафтов.

История формирования Байкала. Происхождение его котло­вины. Гипотеза о древней связи Байкала с Северным Ледовитым океаном.

Вода Байкала – объем, качество, цвет, прозрачность, темпе­ратура, мягкость (низкая минерализация). Реки, питающие Байкал.

Особенности климата. Высокая ионизация воздуха.

Природный комплекс Байкала. Богатство и эндемичность животного мира. Рачок эпишура – естественный фильтратор воды. Донные обитатели. Чувствительность обитателей озера к чистоте воды.

Животные ресурсы Байкала – нерпа, омуль, сиг.

Байкал – национальное достояние; его научное значение. За­поведники на Байкале.

Что угрожает Байкалу? (Строительство и работа предприятий цветной металлургии, химии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности. Сброс сточных вод в Байкал. Загрязнение атмо­сферы. Гибель лесов. Загрязнение берегов, их разрушение вследст­вие добычи песка и гравия).

Что сделано для защиты Байкала? (Сокращение сброса сточ­ных вод, закрытие особо опасных производств, запрещение моле­вого сплава по рекам, перевозки нефтепродуктов, отказ от разра­ботки новых месторождений на берегах озера, запрещение сброса бытовых стоков и др.)

Экономическая оценка природопользования Байкала. (Унич­тожение пастбищ омуля в связи с поднятием плотиной уровня Анга­ры; уменьшение популяции эпишуры, низших животных – пищи омуля из-за загрязнения воды; снижение численности нерпы).

Как лучше использовать природный комплекс Байкала? Об­суждение проектов учащихся:

А. Проект «Мировой научно-исследовательский центр». Уче­ные всего мира изучают уникальный природный комплекс Байкал. Страны-учредители и участники помогают создать экологическую защиту озера, установив на предприятиях оборудование для обо­ротного водоснабжения, очистки стоков, улавливания пылевых вы­бросов и т. д.

Б. Проект «Национальный парк». Территория Байкала – нацио­нальный парк. Оборудованы места для организованного посещения интересных природных объектов и отдыха, наблюдений в природе, экологические тропы.

В. Проект «Туристский центр» предполагает разработку систе­мы международного туристского центра, а также отдыха и оздо­ровления граждан России.

Учитель направляет обсуждение в русло реальных экологиче­ских проблем. Подводя итоги обсуждения, учащиеся делают вывод, что одним из оптимальных решений проблем Байкала может быть объявление его заповедной зоной.

При подготовке к данному уроку учитель и учащиеся могут ис­пользовать следующие материалы:

Происхождение названия озера Байкал

«Эвенки называли его Лама (эвенк, лама – «море»). Якуты в обиход вводят название Байкал (якутское байкуль – т. е. бай – бога­тый, куль (коль) – озеро, «Богатое озеро»; байхал, бай-гал – «боль­шой водоем», «множество воды», «обширный бассейн», «большая глубокая вода», «море»).

Вот какая легенда существует о названии Байкал. Русские дав­но слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но, как оно называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал пришли и стали к большим рекам Оби и Ени­сею подходить, они узнали, что около озера, которое день и ночь кипит, люди живут. Узнали те русские, что озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету. Стали казаки и купцы ториться к тому морю- озеру. Шли не спали, коней не кормили, не знали, когда день кон­чается и когда ночь начинается. Каждый хотел к озеру первым по­пасть и посмотреть, какое оно есть, почему оно кипит без отдыху. Шли те купцы и казаки к морю долго – несколько лет, много их дорогой умерло, но живые все-таки дошли и видят перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл. Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что поднимешь голову – шапка слетает, а вершины не видно.

Долго ли им тут пришлось жить, но тут на их счастье подошел к ним неведомый человек и назвался бурятом. Русские начали его просить, чтобы провел он их на берег, обвел вокруг моря и показал им дорогу на землю, где они еще не были. Ничего бурят им не ска­зал, он сложил свои ладони, потом поднес их к лицу и пошел в лес. Русские не стали его задерживать и отпустили.

Снова стали думать купцы с казаками, как же дальше быть. Так жили они долго ли, мало ли, никто ни дня ни месяца не считал. Хо­тели они уже с последними силами собраться и назад идти, но тут снова пришел тот же бурят и сына своего привел, сказав: «Не обой­ти мне с вами Байкал, стар я стал – годы давно уже ушли, берите сына, у него глаза светлее, а ноги оленьи».

Ушел старик в тайгу, а сын повел русских новой дорогой, вы­вел их на берег моря и сказал: «Байкал».

Русские спросили его, что это такое, он им ответил:

«По-нашему, значит огненное место, здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море. С тех пор мы зовем наше море Байкалом». Русским это название понравилось, и они стали называть это море Байкалом».

(А. Сараева.)

Жизнь в Байкале

«Славится Байкал и своеобразным животным и растительным миром, населяющим толщу воды и дно озера. Из обитающих здесь 2630 видов и разновидностей животных и растений около 2/3 встречаются только в этом озере. За длительную историю развития Байкала, возникшего много миллионов лет назад, эти живые орга­низмы, приспосабливаясь к особым условиям жизни в озере, силь­но отклонились в своих признаках от далеких предков.

Одних водорослей в Байкале насчитывается до 800 видов. Сре­ди них встречаются целые рощи байкальских губок с ветвями вы­сотой до 60 – 70 см или шаровидной формы.

На рыбных богатствах Байкала издавна развит рыболовный промысел, играющий существенную роль в хозяйстве. Из самых распространенных рыб промыслового значения называют хариуса, сига, налима и, наконец, знаменитого байкальского омуля.

Около 70 % всей вылавливаемой рыбы приходится на омуля. Размеры этой рыбы невелики: длина – 30 – 40 см и вес – 2 – 4 кг.

В Байкале живет живородящая рыбка голомянка. Эта глубоко­водная рыба спускается на глубину 1000 м, но предпочитает пла­вать на глубинах 250 – 500 м, ночью поднимаясь всего лишь до 50 – 100 м. Внешний вид ее необычен: тело рыбы голое, не имеет чешуи, белого цвета с розовым оттенком. Она полупрозрачна, а большие бесцветные плавники голомянки похожи на крылья стре­козы. Длина рыбки 18-20 см. Голомянка содержит настолько мно­го жира, что мертвая не тонет, а плавает на поверхности воды. Вы­брошенная волной на берег в теплое время года, она под лучами солнца тает, оставляя на земле жирное пятно. В прошлом жители собирали мертвую голомянку, вытапливали из нее жир, который использовался для освещения и в лечебных целях».

(Г. Карпов, А. Соловьев.)

Острова на озере Байкал

«Байкал протянулся в длину на 636 км, а ширина озера колеб­лется от 25 до 79 км. На этом огромном пространстве кое-где воз­вышаются над водной гладью озера небольшие островки. На мел­комасштабных картах эти островки даже не удается нанести. Есть только два больших острова – Ольхон и Большой Ушканий.

Остров Ольхон вытянулся в длину на 71 км при ширине 8-15 км. Остров расположен ближе к западному побережью. На нем почти нет растительности. Лишь местами встречаются одинокие или рас­тущие небольшими группами деревья. Размываемые прибоем бере­га острова, в особенности восточные, круто обрываются к урезу воды. У подножия скал волны сверлят пещеры и ущелья, отчленя­ют большие глыбы, принимающие порой фантастические очерта­ния, напоминающие фигуры людей или животных. Такая разруши­тельная работа волн в конце концов приведет к полному исчезно­вению острова.

Почему же Ольхон безлесен, тогда как близлежащее побережье покрыто тайгой? Объясняется это постоянными сильными ветрами, мешающими деревьям заселить остров. Теперь на острове есть ры­боловецкий поселок Хужир с собственной электростанцией, хоро­шей школой и другими культурными и хозяйственными учрежде­ниями.

Другой остров – Большой Ушканий – имеет гораздо меньшие размеры. Здесь много выпадает осадков, и остров покрыт густой лиственничной тайгой. Особый колорит лесу придают своеобраз­ные – «ушканьи» – стройные осины, кудрявые березы с корой тем­ного цвета и сосны, также отличающиеся от тех, что растут на ма­терике. А лиственницы здесь удивительно прямолинейны; возраст их превышает 300 лет…»

(Г. Карпов, А. Соловьев.)

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 39.


 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь