Цель урока: раскрыть особенности органов полости тела млекопитающих как более высоко организованных позвоночных; упражнять умения работать с рисунками и текстом учебника.
Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», опросные листы с биологическими задачами.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний по теме
Карточки-задания для индивидуальной работы.
Выполните тест.
Число позвонков в шейном отделе позвоночника почти всегда:
а) постоянно в) составляет половину
б) зависит от длины шеи; от длины позвоночника.
Какой отдел головного мозга млекопитающих наиболее развит:
а) продолговатый мозг; в) передний мозг;
б) мозжечок; г) средний мозг.
Самый изменяющийся отдел в скелете млекопитающих разных видов — это:
а) череп; б) хвостовой; в) шейный; г) грудной.
Еж свертывается в клубок благодаря мускулатуре:
а) мимической в) глубокой туловищной;
б) подкожной; г) конечностей.
Какая из костей относится к голени?
а) лучевая; б) бедренная; в) большая берцовая; г) локтевая.
У большинства млекопитающих постоянная и довольно высокая температура тела. У песца, например, при температуре внешней среды до -60 °С температура тела равна 39 °С. О чем говорят эти данные?
Как удается млекопитающим сохранять постоянную температуру тела при низкой температуре окружающей среды?
С работой каких систем органов связан уровень обмена веществ и поддержание теплокровности?
Пищеварительная система отвечает за поступление в организм питательных веществ и дальнейшую их переработку. Чем быстрее и эффективнее идет процесс пищеварения, тем больше веществ поступает в кровь, а затем в ткани и клетки организма.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода, который расходуется в клетках при распаде и окислении веществ. Именно в таких реакциях выделяется большая часть энергии, которая тратится на работу внутренних органов, мышечную работу и выделение тепла, что обеспечивает сохранение температуры тела на высоком уровне.
Кровеносная система доставляет питательные вещества от органов пищеварения и кислород от легких к органам и тканям всего организма.
Теплокровность, как нам известно, связана с современным, более высоким развитием этих систем органов.
Что означают слова «совершенный», «высокоразвитый» по отношению к каждой системе органов?
О Предположите, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих, какова их последовательность, зная, что млекопитающие это хордовые животные.
Какой должна быть дыхательная система, чтобы обеспечить поступление достаточного для теплокровности количества кислорода?
О Предположите, какое строение имеет дыхательная система млекопитающих, сравнивая их с такими же высокоразвитыми животными, как птицы.
Какой тип кровеносной системы обеспечивает высокий уровень обмена веществ?
По какому классу животных мы можем об этом судить?
Таким образом, мы с вами построили модель внутреннего строения млекопитающих и выглядит она следующим образом (учитель раскрывает заранее подготовленную на доске схему).