Цель: развивать умение разбирать слова по составу и подбирать слова к данным схемам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какой смысл в слова вносит приставка
– Какие слова с приставкой пере– в значении переделать, улучшить вы подобрали?
III. Минутка чистописания.
На доске записана схема:
– Сейчас у нас минутка чистописания. Используя схему, изображенную на доске, определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. (Мы будем писать букву ф, с нее начинаются все слова в схеме: фикус, фокус, форма, ферма, фирма.)
Ффв Ффвв Ффввв …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ф сочетаются с парной согласной в, количество строчных букв в каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Распознавание слов с приставками (устно).
Учитель читает предложения, дети называют слово с приставкой и доказывают, что в слове есть приставка: подбирают однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.
Примерный текст:
Пошли гулять лягушонок, цыплёнок, муравей и жучок. Пришли на речку. Лягушонок прыгнул в воду и остальных позвал. Но никто не умел плавать. Лягушонок захохотал. Друзья обиделись и придумали. Цыпленок принёс листочек, мышонок – скорлупу, муравей – соломинку, жучок – верёвочку. Построили они кораблик, сели и поплыли.
V. Разбор слов по составу. (Упр. 173.)
Засолка капусты
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
VI. Распределение слов в соответствии со схемами.
Слова: побеги, поход, тепло, бодрый, договор, проплывёт, вылет, пробежит, кожа, прилетит, осмотр, зерно, забросит, догорит, изгиб, запах, рука, выхлоп, сдвинут, место, закат, сбросят, нога, побег, белый, отнесут.
– Распределите слова в соответствии со схемами.
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 176.