Цели: совершенствовать умения учащихся последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения; систематизировать, обобщать и закреплять знания о правилах постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях; формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения различных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ творческих работ учащихся.
Учитель указывает на характерные недочеты в работах, типичные ошибки, речевое оформление.
III. Работа по теме урока.
1. Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения.
2. Порядок пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения.
3. Чтение § 36 учебного пособия.
4. Письменный и устный разбор ы бессоюзного сложного предложения.
IV. Закрепление изученного материала.
Взаимодиктант .
– Объедините простые предложения в бессоюзные сложные и произведите синтаксический и пунктуационный разборы полученных предложений.
1) Пушкин задержался в Тамани из-за непогоды. (:) На море разыгрался шторм. Плыть через Керченский пролив было нельзя.
2) Утром 15 августа 1820 года бушевавшее несколько дней подряд море стихло. (–) Несколько часов спустя вместе с семьей генерала Раевского на корабль поднялся и Александр Пушкин.
3) Позади трогательное прощание. (,) Позади длинный многоверстный путь по Кубани.
4) Ветер наполнил паруса. (–) Корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь.
5) На берегу их встретил сорокалетний седовласый начальник флотилии Патиниоти. (:) Этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими впоследствии знаменитыми писателями. (По Н. Веленгурину.)
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 36, упр. 203, 204.