Цели: сообщить об известном детском писателе ХХ в. С. Я. Маршаке; информировать учащихся о новом виде литературного произведения – пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.
Эпиграф:
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
С. Я. Маршак
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.
Судьба свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.
В 1912 г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса.
Тогда же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр. Первые сказки С. Маршак написал для этого театра.
Писать для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики, веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.
В течение жизни С. Я. Маршак очень ответственно относился к работе.
В 1964 г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.
Литературное наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения.
II. Беседа о произведениях С. Я. Маршака.
В процессе диалога ребятам с учителем нужно вспомнить такие известные произведения, как «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», пьесы «Терем-теремок», «Про козла», «Умные вещи» и другие. Кратко рассказать содержание полюбившихся произведений или фрагментов из них.
«Путешествие» по иллюстрациям, созданным ребятами к произведениям С. Я. Маршака.
III. Работа над понятием «драматическое произведение».
Драма от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на сцене.
В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.
Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.
Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
Вопрос: Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.
IV. Распределение ролей и чтение I действия сказки.
Вопрос и задание:
– Почему Маршак назвал пьесу «Двенадцать месяцев»?
– Попробуйте самостоятельно выбрать себе роль.
V. Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».
Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.
Вопросы и задания:
– Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).
– Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
– Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.
– Что можно сказать о знаниях королевы?
Анализ 3-й картины.
Вопросы:
– Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?
– Объясните значение слова «мачеха».
– Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?
Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки.
В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе – плачет, кутается в рваный платок и идет.
А вот этот же эпизод в пьесе:
Падчерица. Да какие же теперь подснежники – ведь зима!
Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!
Падчерица. Не пойду!
Дочка. А что же – мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!
Вопросы:
– В чем разница данных вариантов? (У героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)
Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:
– Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева, дочка, мачеха.)
– Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?
Домашнее задание: прочитать оставшиеся действия сказки.