1. Работа с предложением.
– Исправьте ошибку.
История Мальты похожа на соседнюю Сицилию.
– Что такое существительное? Укажите все существительные в данном предложении.
– Какие существительные называются нарицательными? Собственными? Укажите собственные существительные в данном предложении.
2. Беседа.
– Каждая часть речи имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки. Чем они отличаются?
– Опираясь на теоретические сведения на с. 83, перечислите постоянные признаки имен существительных, приведите примеры.
– Перечислите непостоянные признаки. Приведите примеры.
– Какую синтаксическую роль могут играть существительные в предложении?
3. Упражнения 192, 194.
4. Лингвистическая разминка.
Каждому учащемуся учитель дает карточку с предложением. Задача – данное в скобках существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа.
В (бег) на пятьсот метров победила наша команда.
Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить.
За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью.
Наверное, и ты немало видал на своем (век).
Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех.
Подошел срок уплаты за очередной семестр, и я с ужасом вспоминал о старом (долг).
Очень вам благодарен! В (долг) не останусь.
А то, что не ответил нам на визит, так это вполне в (дух) времени.
Хозяин был не в (дух) и говорил с нами резко.
Отвечай мне как на (дух), не изворачивайся!
Домик его пристроился на (край) села.
– Перепишите предложение. Выделите окончание существительного в скобках.
– Какую особенность изменения существительных по падежам вы заметили? (Вариативность окончаний.)
5. Упражнения 196, 197.
6. Орфоэпическая минутка.
– Рассмотрите слова в рамке рядом с упражнением 197.
– Произнесите их правильно.
– Выясните значение непонятных слов по толковому словарю.
– Составьте предложения, используя слова из рамки.
7. Итог урока.
Игра на внимательность.
Учитель называет какой-либо признак имени существительного. Задача учащихся – привести пример.
Домашнее задание: упражнение 198.