Цели: продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»; учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел автора; развивать воображение, воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Из рисунков учащихся организуется выставка. Дети могут рассказать о том, что они хотели передать своей работой. Затем ученики читают прочитанные ими дома части рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
– Какие чувства вызывала рождавшаяся музыка у тех, кто её слышал?
– А что чувствовали вы?
III. Изучение нового материала.
Учитель дочитывает рассказ до конца.
Ученики высказывают свои мысли, говорят о том, что их больше всего тронуло, поразило, восхитило.
– Какой предстала перед вами повзрослевшая Дагни?
– Какое действие оказывали на девушку увиденные ею спектакли?
– Как это её характеризует?
– Как Дагни получила обещанный подарок композитора?
– Как вы думаете, что происходило в её юной душе в этот момент? Прочитайте, как об этом говорит Паустовский.
– Что увидела Дагни в подаренной ей мелодии? Прочитайте об этом.
– Почему плакала Дагни?
– О чём жалела девушка?
– Перечитайте последние строки текста. Как вы их понимаете?
В заключение урока учитель может спросить учащихся о том, хотелось бы им услышать ещё музыку Эдварда Грига и предложить вниманию детей одну из музыкальных пьес композитора. Во время слушания ученики по их желанию могут выполнять рисунки.
IV. Итог урока.
& Домашнее задание: перечитать ещё раз рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (с. 47–58, часть 2-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, выписать в тетрадь по чтению сравнения, олицетворения, найденные Паустовским.