Урок 50 художественная деталь как средство создания образа
Цель: дать понятие «художественная деталь».
Ход урока
I. Реализация домашнего задания (разбор 2–6-й глав).
1. Рассматривание иллюстраций к поэме.
Перед нами портретная галерея незабываемых героев Гоголя в творчестве А. А. Агина, П. М. Боклевского и других художников как гоголевской эпохи, так и наших современников.
– Как художник помог вам увидеть персонажей «Мертвых душ»?
– Сопоставьте различные изображения одного и того же персонажа.
– Чьи иллюстрации показались вам наиболее близкими гоголевским образам?
2. Чтение мини-сочинений «От Манилова – к Плюшкину».
– Итак, в какой «очередности» появляются гоголевские герои?
– Случайна ли эта последовательность? Почему галерею помещиков завершает Плюшкин?
– Можно ли переставить главы книги, а значит, и изменить последовательность нашего знакомства с героями?
II. Работа по теме урока.
1. Рассмотрение художественных деталей.
1) Поэтика образа в «Мертвых душах».
Итак, на предыдущем уроке нас ждало первое гоголевское открытие – Манилов. Кстати, тайна фамилии, которой Гоголь всегда придавал особое значение: вспомните Ляпкина-Тяпкина, Держиморду и другие фамилии гоголевских персонажей.
– Как же «оправдывает» свою фамилию Манилов? Почему он столь зрим, слышим, как живой?
– Менялось ли ваше отношение к Манилову?
– Когда он особенно смешон, нелеп?
– Почему порой становится жалко Чичикова: ведь Манилов так обходителен? Вслушайтесь в его речь, вглядитесь в жесты.
– Присутствует ли в повествовании Автор? Как отнеслись вы к этой особенности книги (откровенное отношение к герою!)?
2) Искусство контраста-уподобления.
– А как вы встретили Коробочку?
– Как лепил ее образ Гоголь? Почему «Коробочка»?
– Сравните соседние главы книги. Почему быт Коробочки намного проще, чем быт Манилова, нет здесь ни «Храма уединенного размышления», ни Алкида с Фемистоклом и прочих витиеватостей?
– Почему Коробочка то смешна, то отталкивающе страшна?
– Сопоставьте Манилова и Коробочку: почему они рядом в книге Гоголя?
– Какие встречи ждут нас дальше? Собакевич и Ноздрев… Как сумел писатель столь рельефно выписать их? Ваши наблюдения над искусством Гоголя.
2. Пересказ по плану глав о Собакевиче и Ноздреве (домашнее задание).
3. Лекция учителя.
Что же такое «художественная деталь»?
Деталь (от фр. detail – часть, подробность) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметы, подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи героев и т. д.
Тезисный план лекции (записать в тетради).
1) Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
2) Детализация – важный аспект реалистического письма; в русской литературе начало ему положил Гоголь.
3) Гоголь видит вещи как бы под микроскопом: они часто меняют свой привычный облик, наделяются самостоятельной жизнью.
4) Мир вещей в поэме – хаос, своего рода кладбище вещей: так создается картина «ада» в миниатюре.
5) Деталь в портретах (глаза Плюшкина «бегали… как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т. д.).
6) Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ в.
Принципы отбора деталей и их функции:
а) Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).
б) Деталь как средство индивидуализации (например, в главе о Собакевиче: портрет, речь, дом, кабинет).
4. Самостоятельная работа в группах.
В главе 6 найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте:
I группа – детали пейзажа;
II группа – детали портрета;
III группа – детали интерьера;
IV группа – детали, помогающие описать поведение героя.
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1) написать сочинение «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина»;
2) индивидуальное задание: литературный монтаж.