Урок 5. Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность

0
1002
информатика

Цель урока: продолжить формирование представлений о разнообразии природы Земли, расширить понятие “природно-территориальный комплекс”, показать черты сходства и различия между природными комплексами суши и океана, ввести понятия “природная зона”, “широтная зональность” и “высотная поясность”.

Средства обучения: физическая карта мира, слайды (видеофильм) с видами природных комплексов, карта атласа “Природные зоны мира”, схема высотной поясности

Основные представления и понятия: компоненты природы, природный комплекс, территориальный и аквальный комплекс, природная зона, широтная зональность, сезонная ритмика, высотная поясность, географический закон зональности

Межпредметные связи: облик природных зон (окружающий мир, природоведение), условия жизни организмов (биология)

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Разнообразие природы Земли

Актуализация опорных знаний учащихся. Работа с вопросами, помещенными перед § 4, учебника (стр. 17). Фронтальная работа.

2. Природно-территориальные и аквальные комплексы

Беседа. Анализ связей между компонентами природных комплексов (стр. 18, 19, рис. 17, 18).

3. Зональные и незональные природные комплексы

Объяснение учителя. Причины формирования незональных и зональных природных комплексов, ведущие факторы их образования.

Практическая работа. Выделить на карте и назвать примеры незональных комплексов на материках и в океанах. Индивидуальная работа учащихся.

4. Природная зона

Задание. Показать на карте основные природные зоны суши. Раскрыть соотношение тепла и влаги в каждой природной зоне; назвать основные природные компоненты, в результате взаимодействия которых формируется та или иная зона.

5. Широтная зональность

Объяснение учителя. Причины зональности в распределении солнечного тепла и осадков; периодичность природных процессов; сезонная ритмика на разных широтах; широтная зональность на суше и в Мировом океане.

Задание. Привести примеры сезонной ритмики для двух-трех природных зон суши и одного природного пояса в Мировом океане.

6. Высотная поясность

Объяснение учителя. Смена природных условий при подъеме в горы, образование природных поясов; различия между высотной поясностью и широтной зональностью; зависимость высотных поясов в горах от географической широты и высоты гор.

Закрепление изученного

Каковы причины разнообразия природы Земли?

В чем состоят различия между территориальными и аквальными комплексами?

Что такое зональные и незональные природные комплексы? Каковы причины их образования на суше и в Мировом океане?

Что называют широтной зональностью? Каковы причины ее проявления?

Что такое высотная поясность? Чем она отличается от широтной зональности?

Как проявляется закон географической зональности на суше и в Мировом океане?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку