Цель урока: продолжить формирование представлений о разнообразии природы Земли, расширить понятие “природно-территориальный комплекс”, показать черты сходства и различия между природными комплексами суши и океана, ввести понятия “природная зона”, “широтная зональность” и “высотная поясность”.
Средства обучения: физическая карта мира, слайды (видеофильм) с видами природных комплексов, карта атласа “Природные зоны мира”, схема высотной поясности
Основные представления и понятия: компоненты природы, природный комплекс, территориальный и аквальный комплекс, природная зона, широтная зональность, сезонная ритмика, высотная поясность, географический закон зональности
Межпредметные связи: облик природных зон (окружающий мир, природоведение), условия жизни организмов (биология)
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Разнообразие природы Земли
Актуализация опорных знаний учащихся. Работа с вопросами, помещенными перед § 4, учебника (стр. 17). Фронтальная работа.
2. Природно-территориальные и аквальные комплексы
Беседа. Анализ связей между компонентами природных комплексов (стр. 18, 19, рис. 17, 18).
3. Зональные и незональные природные комплексы
Объяснение учителя. Причины формирования незональных и зональных природных комплексов, ведущие факторы их образования.
Практическая работа. Выделить на карте и назвать примеры незональных комплексов на материках и в океанах. Индивидуальная работа учащихся.
4. Природная зона
Задание. Показать на карте основные природные зоны суши. Раскрыть соотношение тепла и влаги в каждой природной зоне; назвать основные природные компоненты, в результате взаимодействия которых формируется та или иная зона.
5. Широтная зональность
Объяснение учителя. Причины зональности в распределении солнечного тепла и осадков; периодичность природных процессов; сезонная ритмика на разных широтах; широтная зональность на суше и в Мировом океане.
Задание. Привести примеры сезонной ритмики для двух-трех природных зон суши и одного природного пояса в Мировом океане.
6. Высотная поясность
Объяснение учителя. Смена природных условий при подъеме в горы, образование природных поясов; различия между высотной поясностью и широтной зональностью; зависимость высотных поясов в горах от географической широты и высоты гор.
Закрепление изученного
Каковы причины разнообразия природы Земли?
В чем состоят различия между территориальными и аквальными комплексами?
Что такое зональные и незональные природные комплексы? Каковы причины их образования на суше и в Мировом океане?
Что называют широтной зональностью? Каковы причины ее проявления?
Что такое высотная поясность? Чем она отличается от широтной зональности?
Как проявляется закон географической зональности на суше и в Мировом океане?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку