Цели: помочь овладеть навыками работы с пластилином (изображение в объеме); дать представление об использовании объемности как средства изображения; развивать воображение и аналитические способности глаза, поэтического видения.
Оборудование: пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка; иллюстрации и фотографии природных объемов выразительных форм; настоящие камешки, форма которых напоминает изображение каких-либо предметов; загадки.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок!
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– При помощи чего вы учились изображать на прошлом уроке?
– Сегодня я помогу вам узнать об изображении в объеме, научу вас изображать различных животных из пластилина. Вы сможете побыть в роли настоящих художников-скульпторов.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– До сегодняшнего урока вы изображали на плоскости свои рисунки. Оказывается, изображать что-то можно и в объеме.
– Кто знает, что такое объем?
Объем – это такая форма предмета, которую можно рассматривать с разных сторон, обходить, даже обнимать. Такую подсказку нам предлагает Мастер Изображения.
– Посмотрите на доску, что вы видите на картинке? (Геометрические фигуры.)
– Чем они отличаются? (Плоскостные и объемные.)
– Какие фигуры можно рассмотреть с разных сторон, подержать в руках? (Объемные.)
– Сейчас у вас есть такая возможность.
Дети рассматривают объемные фигуры.
– Рассмотрим иллюстрации в учебнике на с. 24 и 25.
2. Работа по учебнику.
– На что похожи корни и ветви растений? (На сказочных животных.)
– Как вы думаете, это объемное изображение? (Да.)
– Художники-скульпторы создают уникальные произведения искусства. Вы убедились в этом, рассматривая их произведения. Какие изображения они создают?(Объемные изображения.)
– Отгадайте загадку:
Что за диво, посмотри!
Плывут по небу корабли,
Легкие, пушистые,
Могут измениться,
В зверей превратиться.
– Что это? (Облака.)
– Кто из вас наблюдал за облаками?
– Чей облик вам виделся в облаках?
– Рассмотрите фотографию на с. 25 учебника.
– Кого вам напоминают эти скалы?
– Встречали ли вы в природе скалы, камни или другие предметы, напоминающие живых существ?
– Послушайте сказку про камешки Мастера Изображения.
– Какая мечта была у камешков?
– Как вы думаете, превратилась ли они в кого-нибудь?
– Можно ли комок пластилина превратить в зверушку?
– Какое это будет изображение? (Объемное.)
Упражнение для рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни. (Ладони вверх и вниз.)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (Сжимание и разжимание пальцев.)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок. (Прыжки.)
IV. Показ учителем приемов работы с пластилином.
– Разомните пластилин. В ваших руках комок пластилина легко изменит форму путем вытягивания. Например, когда вам нужно будет вылепить шею, туловище, ноги, нужно воспользоваться приемом вытягивания, а путем вдавливания можно изобразить глаза, рот, нос и др. Вытянутую форму можно заломить и сделать защипы.
Учитель напоминает детям этапы и правила работы с пластилином.
V. Практическая творческая деятельность учащихся.
– Сегодня вы будете работать с пластилином. Хотите хоть на миг превратиться в волшебников? Предлагаю вам сотворить чудо: сделать из комочка пластилина зверушку.
– Посмотрите рисунки на с. 26 учебника. Как справились с заданием другие ребята.? Каких зверушек они лепили?
– Кого хотите вылепить вы?
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– У всех получились замечательные зверушки. Это потому, что вы воспользовались советами работы с пластилином, правильно выполняли приемы пластилиновой техники.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Изображение может быть объемным.)
– Чему учились на уроке? (Изображать фигуры животных из пластилина.)
3. Уборка рабочего места.