Цели: повторить материал о выразительных декоративных средствах изобразительного искусства; уточнить представления о народной декоративной игрушке; побудить интерес к историческому наследию нашей Родины.
Оборудование:
Изобразительный ряд: игрушки-матрешки из Семенова, Загорска, Полхов-Майдана; образец педагогического рисунка «Русская матрешка в осеннем уборе» (гуашь).
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
– Сегодня мы продолжим работу прошлого урока и выполним рисунок в цвете.
III. Актуализация знаний учащихся.
О какой народной декоративной игрушке мы говорили на предыдущем уроке?
Что интересного вы запомнили с прошлого урока о матрешке?
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. Перед вами матрешки из Загорска, Семенова и Полхов-Майдана. Рассмотрите их и расскажите о выразительных декоративных средствах, используемых при росписи этих матрешек.
Как изображены платки?
Выполнен ли рисунок на фартуке?
Как оформлен сарафан и обозначен ли он вообще?
Что общего в оформлении этих матрешек?
Найдите отличительные декоративные приемы в росписи этих изделий.
Какие приемы кистевой росписи использованы в оформлении этих матрешек?
V. Работа над новым материалом.
Учитель. Дома вы подготовили материал о матрешках.
Кто нашел какой-то интересный материал о русской матрешке?
Замечательная игрушка – матрешка! Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.
Первым расписал русскую матрешку художник С. В. Малютин (1859– 1937). Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. В руках у нее черный петух. Видимо, от русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка».
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства – близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – в этом, по всей видимости, глубокий смысл популярной игрушки. Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
Интересно отметить, что кроме матрешек-девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке. Сюжеты росписи тоже могли варьироваться. Как в старину, так и в наши дни, особенно в Сергиевом Посаде, кроме летнего наряда одевали матрешек и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие жениха с невестой, боярина с боярыней, героев сказок и литературных героев.
Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца.
Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по расцветке, то матрешка города Семенова (в Нижегородской области) представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обязательным букетом цветов.
Матрешка мастеров Полхов-Майдана отличается несколько вытянутыми пропорциями и еще более звонкой росписью.
А кировская матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки.
Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их отличия проявляются в пропорциях токарной формы, в росписи, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, ее характерного цвета и деталей костюма.
VI. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
– Посмотрите, как я выполню рисунок матрешки в цвете (см. Приложение):
1. Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала выполню красным цветом платок.
2. Теперь аккуратно, чтобы не было видно мазков от кисти, заливаю всю поверхность туловища – центральную часть – желтым цветом.
3. Необходимо создать впечатление – иллюзию, что матрешка настоящая. Для этого по всему краю игрушки прохожу коричневой краской. Плавными движениями аккуратно вливаю один цвет в другой.
4. Теперь выполняю завершающую стадию. Для этого раскрашиваю волосы и узор на передней части матрешки. Для волос я выбрала черный цвет. А узор выполняю красным и зеленым цветом. Учтите, что прежде чем выполнять цветы и лисья, надо убедиться, что желтый фон высох. Красный беру того же цвета, что и платок. Рисунок закончен.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните самостоятельно рисунок матрешки в цвете. Постарайтесь использовать в работе те приемы свободной кистевой росписи, которые мы изучили с вами на прошлом уроке.
VIII. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. Получилась настоящая ярмарка из матрешек. Перед нами демонстрируются лучшие работы. Представлены матрешки из Загорска и Семенова, Полхов-Майдана. Все работы отличаются декоративностью и оригинальностью.
2. Обобщение изученного материала.
Расскажите о выразительных декоративных средствах, используемых при росписи этих матрешек.
Вспомните упражнения по выполнению простейших приемов кистевой росписи.