Урок 5 БЫЛИНЫ. «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ»

0
668
шрифт

Цели: продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно провести следующим образом: учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту летописи «И вспомнил Олег коня своего», остальные ученики находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку. Учитель может также спросить учащихся о том, почему именно этот отрывок они проиллюстрировали.

III. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались.

Далее учитель спрашивает учеников о том, как они понимают слово былина. После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель знакомит их с тем, как понятие былина объясняет толковый словарь. (слово и его значение записывается на доске.)

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

Так как в данном толковании учащимся незнакомо слово эпическое, учитель в доступной форме поясняет его смысл. (Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.)

Затем учитель спрашивает учащихся о том, каких былинных героев они знают, про какие богатырские подвиги они читали, слышали.

Учащиеся коротко рассказывают об этом.

– Кто из героев былин вам нравится больше всего?

– Почему?

Физкультминутка

IV. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне.

Учитель сообщает учащимся о том, что по содержанию былины можно разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний.

– При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин.

Затем учитель рассказывает о том, как и когда появились былины.

– Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях.

Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. он, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.

Во многих былинах повторяются одни и те же эпизоды. В былинах своеобразная манера изображения богатырей и их подвигов для описания всего, что связано с главным героем: его силы, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико и необычно, как и он сам.

Например:

Ёще латы были 25 пудов,

Нагрудник был да 10 пудов,

Да на шею кольчуга была 5 пудов,

На головку колпак да 40 пудов.

Выломал все железа претяжёлые,

Да скочил-то удалый добрый молодец,

Да схватил-то телегу троеколую,–

Да куда махнёт, тут и улица,

Да назад проведёт – с переулками.

Так же описываются и главные противники богатырей – они тоже особенные, исключительные. Это и понятно, ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит.

Первые записи былин были сделаны в середине семнадцатого века, а изданы впервые в 1804 году.

V. Итог урока.

– Что особенно вам запомнилось?

– О чём вы хотели бы узнать?

? Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце.