Урок № 5
Задачи. Совершенствовать технику бега по дистанции и прыжка в длину с места. Ознакомить с техникой метания мяча (метание мяча в горизонтальную цель). Способствовать развитию физических качеств.
Подготовительная часть (10 мин.). Построение.
Сообщение задач урока. Строевые упражнения (повороты на месте переступанием). Медленный бег — 2 мин. ОРУ (см. урок 4).
Основная часть (25-28 мин.). Совершенствовать технику бега по дистанции (работа рук, постановка стопы).
Работа рук, как при беге — 2 раза по 10 сек. Упражнение выполняют фронтально, сразу по окончании разминки (при размещении врассыпную).
Бег в коридоре шириной 50 см (с целью совершенствования прямолинейного бега). Коридоры обозначаются мелом, резинками, кубиками или флажками. Бег на месте на передней части стопы 5 сек. С последующим переходом на бег (по сигналу) с продвижением вперед: а) в медленном темпе — по 2 раза; б) в быстром темпе — по 1 разу.
Игра «Линейная эстафета». Класс делится на 5—6 команд. Бег выполняется по обозначенным дорожкам. Эстафета передается касанием ладони следующего участника.
Игра «К своим флажкам» (см. урок 4). В игре участвуют теми же командами.
Ознакомить с техникой метания мяча (метание мяча в горизонтальную цель).
Построение в колонну по одному. Ходьба в обход. Проходя мимо ящика с мячами, каждый ученик берет мяч. Остановить класс. 30-40 сек. — свободная игра с мячом. Дети должны за это время рассмотреть мячи, попробовать, как они прыгают, при этом разрешается сходить со своего места. Посадить учеников на скамейки.
1) Познакомить детей со «школой мяча», формирующей «чувство мяча», учить правильно держать мяч, подбрасывать и ловить его. Учитель показывает правильный хват мяча, после чего просит учеников поднять руку с мячом и проверяет расположение пальцев, удерживающих мяч. Мяч кладется на три пальца, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рис. 4).
При обучении правильному хвату надо следить, чтобы дети не держали мяч слишком крепко. При держании мяча иногда допускаются типичные ошибки: мяч лежит на ладони, все пальцы обхватывают его или же он удерживается большим и указательным пальцами.
Подводящие упражнения (выполнять фронтально): а) ноги на ширине плеч, руки с малым мячом впереди. Одновременно выпускать теннисные мячи из рук с последующей ловлей их захватом сверху (до отскока от земли или пола); б) и.п. то же, но выпускать поочередно теннисные мячи из правой и левой руки, постепенно увеличивая амплитуду движений, все выше поднимая руку с мячом в и.п. и ловя его в положении приседа все ниже над полом; в) бросить мяч одной рукой о пол и поймать его после отскока, захватывать пальцами сверху (перед собой, слева, справа).
2) Создать правильное представление о технике метания мяча с места способом «из-за головы через плечо». Рассказ, показ.
3) Учить броску мяча. Упражнения (выполняются фронтально): а) стать лицом к направлению метания, левая нога впереди, правая сзади на передней части стопы (при метании правой рукой). Правая рука, слегка согнутая в локтевом суставе, находится над головой. Имитация замаха: туловище отклонить назад по возможности больше, руку с мячом отвести назад за голову; б) и.п. то нее. Выполнить замах и имитацию броска. При этом основное внимание обращать на правильное разгибание руки в локтевом суставе. Рука с мячом проходит высоко над плечом, локоть вниз не опускается; в) и.п. то же. Выполнить замах, ударить мячом о пол перед собой. Поймать мяч двумя руками; г) и.п. то же. Выполнить замах и бросок мяча вверх над собой. Поймать мяч двумя руками.
Игра с прыжками в длину с места — «Попрыгунчики-воробушки».
Чертятся два круга (один в другом) диаметром 4—6 (4,5-6,5) м. Выбирается водящий — кошка. Она сидит в центре круга, а остальные играющие — воробушки — становятся за пределами большого круга.
По сигналу воробушки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Прыгать можно, толкаясь только двумя ногами. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Если кошка заметит нарушение при отталкивании или игрока, пробегающего в крут, то этот игрок считается пойманным. Пойманные игроки остаются в круге. Когда кошка поймает трех-четырех воробьев, выбирается новая кошка из непойманных.
Заключительная часть (2-4 мин.). Построение. ОРУ: и. п. — стойка ноги врозь; 1 — поверните голову направо, руки в стороны, затем правую руку поднимите вверх, левую отведите за спину. В конце движения руки в локтевых суставах сгибаются; 2 — поверните голову налево, левую руку над головой, правую за спину. Движение руками делайте энергично, размашисто. 6-12 раз.
Подведение итогов урока.
Учитель. Ребята, сегодня в первый раз вы получите задание на дом. Как вам кажется, почему необходимо выполнять домашние задания? Правильно! Чтобы лучше освоить то или иное движение, стать более сильным, ловким, выносливым.
Задание на дом: повторить упражнения в метании мяча и попрыгать в длину с места, выполнять упражнения заключительной части урока.
Как и на уроке, при выполнении домашнего задания надо соблюдать правила по технике безопасности. Броски мяча вверх или метания вперед надо выполнять на улице, следить, чтобы в этом направлении никого не было. Прыжки в длину с места должны быть мягкими, а на месте приземления можно положить мат (самодельный) или матрац.