Урок № 49. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ

0
594
числа

Урок № 49. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ

Цели: развить понятие о союзном соединении однородных членов, повторить союз как часть речи; выработать и закрепить пунктуационный навык.

I . Повторение изученного об однородных членах.

1 . Беседа по вопросам:

Какие члены предложения называются однородными?

Какие определения являются однородными, какие неоднородными?

Как осуществляется сочинительная связь при однородных чле­нах? (С помощью интонации и сочинительных союзов.)

2. Анализ текста, записанного на доске.

Что такое такт, тактичность? Такту по учебнику не научишься. Такт – сложное чувство. Это сочетание душевной чуткости, тонкой на­блюдательности, гибкого ума, умение понять другого человека.

Обратите внимание: у грубого, невнимательного, бестактного че­ловека не бывает друзей.

Чувство такта может развить в себе только тот, кто вкладыва­ет в отношения с другими людьми особую чуткость, внимание, уважение.

Задание: 1. Прочитать текст выразительно. 2. Расставить и объ­яснить знаки препинания. 3. Доказать однородность определений. 3. Повторение союзов.

Задание: заполнить таблицу

Соединительные

Разделительные

Противительные

II. Новый материал.

1 . Анализ текста.

Замесите не очень крутое тесто. Вишни помойте, очистите от косточек, засыпьте сахаром. Раскатайте тесто, стаканом вырежьте кружочки и положите на них вишни. Залепите вареники. К вареникам по­дайте не сметану, а сок от вишен.

Задание: 1) Найдите предложения, в которые входили бы ряды однородных членов, показанные на схемах [О, О, 0];[0, О и 0];[0, а О].

2) Вспомните и расскажите правила пунктуации, соответствующие этим схемам.

2. Анализ предложений и вывод.

/. Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль (Д. Фур­манов).

Не род, а ум поставлю в воеводы (А. С. Пушкин).

Воззвание было написано в грубых, но сильных выражениях. (А. С. Пушкин).

Мал золотник, да дорог (Пословица).

То простодушны, то лукавы, то наивны дошедшие до нас народ­ные названия трав (Полуянов).

Для изготовления лекарств используются яды не только кобры, гюрзы, но и гадюки обыкновенной.

Санин ощущал во всем существе своем если не удовольствие, то некоторую легкость (И. Тургенев).

На бесконечном, вольном просторе блеск и движение (Ф. Тютчев).

Учащиеся находят в предложениях однородные члены, обозначают (заключая в овал) союзы. В итоге создаётся таблица.

Запятая

Союзы

1.0,0

а; но; да (но); зато

2. 0, а 0

ни-ни; не то – не то

3. то 0, то 0

или – или

4. не только О, но и 0

как, так и; не только, но и; если не, то

5.0 иО

и; или; либо; да (и)

Затем учащиеся сами, глядя на таблицу, выводят правило: запятые между однородными членами ставятся всегда, кроме того случая, когда они соединены одиночными союзами и; или; либо; да (и).

Вопрос: к какому разряду сочинительных союзов относятся эти союзы? (Соединительные, разделительные.)

Учащиеся знакомятся с правилом в интерпретации учеб­ника §21.

Закрепление изученного.

Упр. 237.

Упр. 236 (отличить однородные члены предложения, соединенные союзом и, от сложносочиненных предложений с этим союзом).

Дополнительный материал к этому упражнению.

1. Ещё затемно принесли в избы дрова из огромных поленниц и сло­ жили охапки у печей. 2. На березовых, еловых и ольховых поленьях снежин­ ки. 3. Они тают, сверкают и наполняют жилище свежим морозным запа­хом, тревожа и взрослых, и малых. 4. Затапливаются печи, и колеблющиеся отсветы пламени играют в промороженных окнах (Бочар-ников).

Задание:

1) запишите номер и схему сложносочиненного предложения


запишите номер неполного предложения (№ 2);

выпишите из предложения № 3 словосочетание с неоднородными определениями (свежим морозным запахом).

V . Задание на дом:

§ 27, подготовка к уроку-семинару.