Цели: углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставок; развивать умение образовывать слова с помощью приставок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите однокоренные слова, которые вы образовали с помощью суффиксов.
– Прочитайте составленные предложения.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: м..лоток, к..рабль, д..рога.
– Буква, которую мы будем писать сегодня на уроке, обозначает звонкий непарный мягкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква л в слове корабль, мягкий знак указывает на мягкость согласного звука [л’].)
– Чем похожи все слова? (Это неодушевленные имена существительные, отвечают на вопрос что? Во всех словах орфограмма – буква о.)
– Какое слово лишнее? (Лишнее слово – корабль, оно двусложное, остальные слова трехсложные.)
Лло Лллоо Ллллооо …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л чередуются со строчной буквой о, которая является орфограммой во всех этих словах. Количество строчных букв в последующих цепочках увеличивается на одну.)
IV. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками.
1. Работа у доски и запись наблюдений в тетради.
Учитель вызывает двух учащихся и предлагает одному из них: 1) разрезать лист бумаги; 2) надрезать; 3) вырезать треугольник; 4) срезать угол.
Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполнял первый ученик, а все остальные дети – в тетради.
– Выделите корень и приставку в словах.
– Чем различаются слова по смыслу?
– Какая часть слова делает их разными по смыслу?
– Если я назову слово с приставкой, вы поднимете руки и похлопаете в ладоши над головой. Если я назову слово без приставки, вы сделаете наклон вперед. Слушайте внимательно. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с приставкой я назвала.
Учитель называет слова: погрузка, подклеить, рыть, полить, отбросить, кусать, бежать, прибежать, отодвинуть, рисовать, подрисовать, красить, подводный.
2. На доске записан текст:
Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть ее картоном и на вырез положить луковицу.
– Спишите текст, употребляя слова, данные в скобках, с нужными приставками. Выделите приставки.
V. Составление предложений по картинке (упр. 164) и запись текста (упр. 165).
VI. Словообразовательная работа. (Упр. 166.)
VII. Итог урока.
– Расскажите о приставке. Докажите, приведя свой пример, что с помощью приставок образуются новые слова.
Домашнее задание. Упражнение 167.