Урок 48 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ТОСКА»

0
768
физика

Урок 48 внеклассное чтение. А. П. Чехов. рассказ «Тоска»

Цели: проверить понимание прочитанного самостоятельно, умение определять тему, значение пейзажа для раскрытия темы; воспитывать внимания к людям.

Оборудование: произведения Чехова, портрет.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Беседа по вопросам.

– Что такое юмор?

– А что называется сатирой?

– Какую роль выполняет смех в художественных произведениях?

2. Чтение 2–3 статей для сатирического альманаха в духе произведений Салтыкова-Щедрина или Чехова.

3. Рассматривание выставки произведений А. П. Чехова, его портретов.

Экскурсию по выставке может провести библиотекарь школы.

4. Аналитическая беседа по рассказу «Тоска».

– Каково начало рассказа? (Описание пейзажа: снег, сумерки, зажженные фонари. Каждый предмет, каждое живое существо окутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом. Даже читателю становится на душе сумрачно, холодно, одиноко.)

– Что пытается сказать Иона первому седоку, военному? («А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер». – «От чего же он умер?» Иона ответил, но седок закрыл глаза, не желая продолжать разговор.

Трое седоков весело разговаривают о вчерашнем гулянье. Они кричат, ссорятся, тычут в него кулаком, чтоб побыстрее ехал, и чувство одиночества стало отлегать от груди. «А у меня на этой неделе… того… сын помер», – сказал он, когда они замолчали. – «Все помрем… Ну погоняй, погоняй!» Седоки ушли. «Опять он одинок… и тоска появляется вновь и распирает сердце».)

– С кем пытается герой заговорить? (С дворником, но слышит в ответ: «Поезжай!»)

– Вернувшись на свой двор, кому Иона сообщает о своем горе? (Молодому извозчику, но тот его не слышит.)

– Кому же он изливает свое горе? («Лошаденка жует и слушает…»)

Вывод. Растопить Ионе холодную пелену никак не удается. Ему не седоки нужны, а человек, который откликнулся бы на его боль теплом и участием. Мотив незащищенности, бесприютности человеческих чувств звучит в этом рассказе.

IV. Подведение итогов урока.

– Что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует?

Домашнее задание: описать дом своего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые радовали или огорчали, ввести в свой рассказ слова «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие», предварительно объяснив их лексическое значение.