Ц е л ь: развивать умения классифицировать существительные по типам склонения; сравнивать падежные окончания существительных 3-го склонения с твердой и мягкой основой.
Х о д у р о к а
I. Зрительно-слуховой диктант.
Прочитайте.
Осенняя елочка
Ос..нью дарят зеленой елочк.. п..дарки. Осина дарит красные фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. У всех на глазах она из к..лючей елочк.. становится мя..кой и лиственной.
По Н. Сладкову
– Что за подарки дарят елочке деревья?
– В каких частях речи пропущены буквы?
Вызванный ученик вставляет пропущенную букву в корне, обозначает часть слова, в которой она находится.
– Выясним все вместе, какое окончание надо писать у существительного елочка.
– Поставьте вопрос к слову елочка и определите падеж. Определите склонение. (1 скл., Д. п.)
– Откройте учебник на с. 88. Какое окончание у существительных 1-го склонения в этой падежной форме? (-е.)
а налогичное рассуждение проводится применительно к последнему предложению.
После этого текст закрывается, и учитель диктует его учащимся.
П р о в е р к а по тексту.
II. Формирование новых знаний. Сравнение падежных окончаний существительных 3-го склонения.
1. Р а б о т а с т а б л и ц е й в упражнении 65.
– Рассмотрите таблицу на с. 101.
– Что можете сказать о написании падежных окончаний у существительных с твердой и мягкой основой?
– Какие окончания могут быть у существительных 3-го склонения? (-и, -ю, .)
– Сравните написание ударных и безударных окончаний.
– Как вы думаете, от чего зависит написание падежных окончаний у существительных 3-го склонения?
– Прочитайте правило в красной рамке на с. 102. Верно ли вы рассуждали?
2. Упражнение 66 выполняют по заданию учебника.
Работа выполняется на доске и в тетрадях.
– Проверьте окончания существительных по таблице в упражнении 65. Запомнить правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения вам поможет «волшебный треугольник».
III. Закрепление.
1. Упражнение 67 выполняют по заданию учебника.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 68.
– Рассмотрите таблицу. Расскажите о признаках существительных 1-го склонения. Приведите примеры.
– Какие признаки 2-го и 3-го склонения вы знаете?
3. Выполнение упражнения 69 по заданию учебника.
IV. Итог урока.
– Что можете сказать о падежных окончаниях существительных 3-го склонения?
Домашнее задание: упражнение 70.