Урок 48. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

0
614
информация

Урок 48. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Цели: повторить написание еиё после шипящих в различных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в причас­ тиях; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, повторение изученного материала.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремес­ ленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах; тощих площадных актеров, пёстрых, как будто сшитых из лоскут­ ного одеяла; маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих веселых собак. (Ю. Олеша.)

Дополнительные задания:

Сделать синтаксический разбор предложений,

Найти в тексте причастия, определить их синтаксическую роль, сделать морфологический разбор причастий. (Запру­ жена, сшитых, тянувших.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 138: ученики читают виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не. Все данные сводятся в таб­ лицу на доске, которую ученики переносят в тетради.

III . Изучение темы «Буквы еиё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени»

1. Повторение изученного. ,

– О каких орфограммах вы вспомнили, прочитав тему урока?
Приведите примеры.

Комментарий.

Буквы о — ё после шипящих в корне слова: под ударением пи­ шется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е {чёлка – чело, щётка – щетина, шёлк – шелка). В других случаях пишется о {шо­рох, обжора, шов, крыжовник и т. д.).

Буквы о – ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных: под ударением пишется о, без ударения – ё {са­чок, бельчонок, холщовый, смешон, но: грушевый, плащевой).

Буквы о – ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных: под ударением пишется о, без ударения – ё {лицо, свечой, меньшего, но: ситцем, товарищем, большого).

В окончаниях глаголов единственного числа настоящего вре­мени пишутся буквы ё (в глагольных формах никогда не бывает о): < печём, печёшь, влечёт.

2. Слово учителя.

В суффиксах полных причастий -енн- и кратких причастий – I ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е: включён – включены, огорчён огорчены, завершён — завершены.

На письме и в печатных изданиях часто не ставятся точки над буквой ё. Главное – запомнить, что в глагольных формах и в при­частиях (они тесно связаны с глаголами) никогда не пишется о.

IV. Выполнение упражнений

Упражнения 139, 140: комментированное письмо.

Упражнение 142: записать слова в несколько столбиков, распределив их по орфограммам. Главное – правильно определить часть речи и морфему (часть слова). Дополнительное задание (выполняется в освободившееся вре­ мя): заполнить свободные строки таблицы примерами.

3. Упражнение 144: выполняется по вариантам с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание

§ 25.

Упражнение 141: письменно.

Упражнение 143: подготовка к диктанту.

. 4. Упражнение 145: подобрать материал к сочинению.