Урок 47 рассказ «злоумышленник»
Цели: углубить представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания: тест по рассказу «Хамелеон».
1. Кто сказал о Чехове эти слова: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни»?
а) Бунин;
б) Короленко;
в) Горький.
2. Главный герой рассказа «Хамелеон»:
а) Очумелов;
б) Овсов;
в) Денис Григорьев.
3. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внешнего состояния полицейского надзирателя указывает:
а) узелок в руке;
б) шинель;
в) корзина с конфискованным крыжовником.
4. Исключительной чертой произведения является:
а) глубокий лиризм;
б) искрящийся юмор, громкий смех;
в) пафос.
5. Жанр произведения:
а) рассказ;
б) очерк;
в) повесть.
6. Автор относится к Очумелову:
а) нейтрально;
б) с сарказмом;
в) с сочувствием.
7. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
а) разобрался в происшедшем;
б) пожалел золотых дел мастера;
в) узнал, чья собака.
8. Произведение основано:
а) на жизненных ситуациях;
б) является вымыслом;
в) сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.
9. Особенность произведения:
а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;
б) наличие нескольких рассказчиков;
в) высокий лиризм.
10. Смысл названия произведения связан с тем, что:
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;
в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.
ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
в |
а |
б |
б |
а |
б |
в |
в |
а |
б |
III. Работа по рассказу «Злоумышленник».
1. Чтение рассказа по ролям.
2. Беседа по вопросам.
– Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)
– Виновен ли Денис?
– Каково содержание статьи 1081?
– Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?
– Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?
– Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?
Задание: работа по иллюстрации. (Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете…»).
Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.)
– Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Во-первых, дать простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание опасности. Во-вторых, создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то есть изменять условия жизни.)
– Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)
Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А. Бунин.)
3. Чтение статьи «Литература и жизнь» (с. 309–310).
IV. Подведение итогов урока.
– Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?
– К каким чеховским героям можно отнести пословицу: «Он из воды сухим выйдет»?
– Против чего направлены «веселые стрелы смеха» в сказках, повестях, прочитанных вами самостоятельно?
– Прочитайте и объясните записи, сделанные в записных книжках Чеховым: «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас».
«Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».
– Можно ли отнести последнее высказывание к знакомым нам героям? К кому?
Домашнее задание:
1) прочитать рассказы А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня»; подумать, о чем эти повествования, что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует;
2) подготовить статью для сатирического альманаха.