Урок 47 ДУШЕВНАЯ ЩЕДРОСТЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ МАЛЬЧИКА. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА

0
657
литература

Урок 47 Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

Цель: показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о герое по плану.

Отметить, что гордость, чувство собственного достоинства, стойкость – это не случайные черты поведения героя, а проявление его характера.

2. Составление цитатного плана к рассказу.

Простой план

1) Одиночество мальчика.

2) Драка.

3) Снова избили.

4) Занятия французским языком.

Цитатный план

1) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».

2) «Не было в тот день… человека несчастнее меня».

3) «Мне нужен был рубль… на хлеб».

4) «Я шел туда как на пытку».

II. Изучение нового материала.

1. Размышления над взаимоотношениями героев.

Класс делится на 2 творческие группы:

1-я группа представляет Лидию Михайловну;

2-я группа – рассказчика.

– Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

Чтение по ролям сцены игры. (Обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры. Тогда станет ясным, что мальчик все-таки понял истинный смысл игры, которую предложила ему учительница.)

– «…директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение». Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны?

2. Обобщение наблюдений. Работа над пониманием истинного смысла названия рассказа.

– Как вы думаете, зачем нужно послесловие? Что нового оно открывает? (Душевную щедрость, доброту, истинную любовь к детям Лидии Михайловны. Не жалея о случившемся – потере работы! – она старается ободрить героя, помочь ему.

Сколько в ее поведении чувства собственного достоинства! И это сближает героев рассказа.)

– Обратимся еще раз к предисловию и посвящению – теперь, когда рассказ уже прочитан.

– Как вы понимаете смысл предисловия? От чьего лица звучат эти слова? (Эти мысли принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке. Таким образом, прошлое (история с «замеряшками») и настоящее (раздумья о законах доброты) соединяются воедино. Предисловие придает этой реальной истории философское звучание.)

– Все «части» этого рассказа: посвящение, предисловие, послесловие, сюжет, характеры героев, название рассказа – рождают главную мысль (то, ради чего написан этот рассказ). Сформулируйте ее. О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»?

(а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром.)

– В чем смысл эпиграфа к этой теме (высказывание Л. Н. Толстого)?

– Вспомните рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой». Что общего между двумя этими произведениями?

– Обратите внимание на иллюстрации к рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их.

– Какую иллюстрацию можно назвать самой удачной? Почему?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: дописать цитатный план; подготовиться к сочинению (по выбору):

1. Герои рассказов Распутина и Астафьева.

2. Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.

Подготовиться к внеклассному чтению.

1) Прочитать повесть А. Лиханова «Последние холода» и ответить на вопросы:

а) От чьего имени ведется рассказ?

б) Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему Коля привык, живя в своем доме?

в) Когда Коля начинает видеть вокруг себя трудовую жизнь, ощущать по-настоящему беду?

г) Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить? Какие качества характера спасли их?

д) Как помог им Коля?

е) Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

ж) Почему повесть называется «Последние холода»?

2) Подготовить к уроку портрет А. Лиханова, выставку книг, собственные иллюстрации к повести.