Урок 47. Центральный район. Экономико-географическое положение. Природные условия и ресурсы. История развития

0
586
программирование

Цели: Познакомиться с составом Центрального района и особенностями его экономико-географического положения. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства района. Познакомиться с историей освоения Центра. Сформировать умение давать оценку ЭГП района.

Оборудование: Физическая и политико-административная карты России, эконо­мическая карта «Центральные районы России», контурные карты.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Что такое экономический район?

По какому плану изучается экономический район?

Назовите экономические районы европейской части России?

Из каких единиц состоит экономический район? (Из субъектов РФ – областей, республик, краев, автономных округов.)

Найдите на рис. 59, уч. А. Центральный экономический район. Какие области входят в этот экономический район? (Перечень областей на с. 194, уч. А.)

Чем отличается состав Центрального района на рис. 61, уч. А.? Почему? (На с. 194 перечень областей (12), входящих в «госплановский» Центральный рай­он, а на рис. 61 показан состав социально-экономических районов. В Цен­тральный район (социально-экономический) включена Нижегородская об­ласть, а Орловская область отнесена к Центрально-Черноземному району.)

Изучение нового материала

Сегодня мы начинаем изучать социально-экономические районы России. И знакомство начнем с Центрального района. Начинать знакомство с районами именно с Центрального следует потому, что это район, где расположена столица нашего государства, это самая древняя и наиболее развитая часть России.

Определим состав Центрального района, пользуясь рис. 62, уч. А. Выпишите в тетрадь:

Москву и Московскую область.

Главные города областей, граничащих с Московской областью (области I по­рядка):

Смоленск, Тверь, Ярославль, Владимир, Рязань, Тула, Калуга.

Главные города областей – соседей II порядка:

Кострома, Иваново, Нижний Новгород, Брянск.

Изучение района начинается с состава района. Мы его определили. Следующий вопрос – экономико-географическое положение (ЭГП).

Запись в тетрадь

ЭГП района – это положение района на экономической карте.

В ЭГП входят:

Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное).

Соседние районы, государства

Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.

Положение по отношению к транспортным магистралям (железным дорогам, автомагистралям, магистральным трубопроводам, выход к морским путям).

Как изменялось ЭГП района?

Вывод о влиянии ЭГП района на развитие его экономики.

Практическая работа «Изучение Центрального района»

Беседа учителя с самостоятельной работой учащихся. Первый урок необходимо дать с максимальной записью учащимися образца ответа.

По плану изучения ЭГП определяем:

В какой части России находится Центральный район?

Центральный район находится на западе европейской части России. Централь­ным звеном ЭГП района является нахождение здесь столицы страны – Москвы. По­этому определяем особенность ЭГП района – его столичное положение.

После распада СССР район оказался приграничным.

Задание:

Найдите приграничные государства-соседи Центрального района. (Белоруссия,

Украина – это славянские государства, бывшие республики СССР, с ними давние и тесные экономические связи, в этих государствах население знает русский язык.)

Найдите соседние экономические районы. (Северо-Западный район, Европей­ский Север, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район.)

Определим экономическое положение Центрального района.

Центральный район расположен по соседству с крупным месторождением же­лезной руды КМА и на территории центральной металлургической базы, через рай­он проходят транзитные нефте- и газопроводы из Западной Сибири.

Очень выгодное транспортное положение района.

Задание:

По карте (рис. 62) и карте атласа, и тексту учебника (с. 201-202) найдите ос­новные направления железных дорог, которые расходятся от Москвы. (1. До­рога на Тверь и далее в Санкт-Петербург; 2. На Савелов – Углич – Рыбинск; 3. На Ярославль – Вологду – Архангельск; 4. На Владимир – Нижний Новгород Киров; 5. На Муром — Казань — Екатеринбург; 6. На Рязань – Воронеж — Ростов и т. д.)

Учащиеся находят дороги на карте атласа «Центральная Россия» и делают вывод

о густоте железных дорог, которые расходятся во всех направлениях.

Значение столицы Центрального района.

Столицей Центрального района является г. Москва. Москву называют «портом пяти морей».

Задание:

«Проплывите» из Москвы в 5 морей. Какой объект имеет важное значение для выхода в Волгу? (Канал им. Москвы.)

Учащиеся «проплывают» по каналам Волго-Балтийскому и Беломоро- Балтийскому до Балтийского и Белого морей. По Волге и Волго-Донскому каналу до Азовского и Черного морей, по Волге до Каспийского моря – озера. И делают вывод

о выгодности ЭГП Центрального района.

Вывод: Выгодность ЭГП Центрального района определяется по следующим признакам:

Столичное (по сути центральное) положение;

Насыщенность транспортными путями;

Соседи – развитые районы и республики бывшего Советского Союза;

Природные условия и ресурсы.

Далее учащиеся самостоятельно изучают по тексту учебника с. 202 и 203 и вы­полняют задание.

Задание:

Прочитайте текст «Природные условия» (с. 202 учебника), ответьте на вопро­сы и сделайте вывод:

Благоприятны ли для развития хозяйства Центра климат, рельеф, природные зоны (умеренно-континентальный климат, равнинный рельеф, леса?

Почему, по словам Н. Н. Баранского, не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли раз­личные полезные ископаемые и особенно минеральное топливо?

Какие полезные ископаемые имеются и добываются в Центре? По картам ат­ласа «Центральная Россия» – «Минеральные ресурсы» – учащиеся находят и называют:

а) Подмосковный буроугольный бассейн (уголь низкого качества, подзем­ная добыча, высокая себестоимость);

б) Торф – низкокалорийное топливо местного значения;

в) Фосфориты Подмосковья (Егорьевск, Воскресенск).

Вывод: Природными ресурсами Центральный район беден. Экономика района должна базироваться на привозных ресурсах и развивать нематериалоемкие отрасли.

История развития района.

Задание:

Самостоятельно прочитайте текст «Из истории развития района». Ознакомь­тесь с описанием социально-экономической истории района Н. Н. Баранского. Ответьте на вопросы:

Благодаря чему Центр занял командное положение среди других районов уже с XIV века?

Почему населению Центра пришлось «промыслити себе пропитание» не земледелием, а другими способами?

Какие промыслы развивались в центре?

Что способствовало развитию торговли с окраинами?

Почему ориентация промышленности Центра была в дальнейшем на об­рабатывающие отрасли, требующие квалифицированной рабочей силы?

Какую роль играл Центр в советский период?

Домашнее задание

По уч. А.: §43, ответить на вопросы 1-3, 5-6 из рубрики «Моя точка зрения» (на выбор).

Подготовить сообщения:

О характере великоросса.

О народных художественных промыслах:

а) Палехская миниатюра;

б) Гжель – фарфоровая посуда;

Цели: Изучить географическое положение и его изменение, природные условия и ресурсы. Дать оценку ЭГП природных условий и ресурсов для развития экономики Центральной России.

Оборудование: Политико-административная и физическая карты России.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Вопросы для фронтальной беседы:

Что такое районирование? (Метод географии, прозволяющий более глубоко изучить географические особенности территорий России и решать пробле­мы районов и страны в целом.)

Какие варианты (виды) используются при районировании сграны? (Сплошное районирование без свободных пространств; иерархичное или однородное рай­онирование, узловое районирование.)

Что такое географическое разделение труда? (Хозяйственная специализация отдельных территорий на производстве отдельных видов продукции или ус­луг и дальнейшем обмене результатами труда.)

Что является причиной географического разделения труда? (Разнообразие природных условий и ресурсов, экономических условий, историей и уровнем освоения территории.)

Как определить специализацию территории? (По формуле К = — , где П – доля

Н

продукции района в общем производстве страны, а Н – доля населения района в общем населении страны. При этом, если К > 1, то отрасль является от­раслью специализации, так как продукции данной отраслью выпускается больше, чем необходимо для нужд населения данной территории.)

Какие отрасли должны быть представлены в районе помимо отраслей специали­зации? (Вспомогательные и отрасли, обслуживающие население территории.)

Что такое ТПК? (Это взаимосвязанное сочетание предприятий, которое мо­жет дать экономию средств.)

Приведите примеры ТПК? (КМА, Комплекс «Газпром», комплекс пром. узла – Самарского, Пермского и т. д., технопарки и технополисы, ТПК крупной территории – Урала и т. д.)


На территории России выделяются 2 экономические зоны. Какие? (Западная и Восточная.)

На сколько экономических районов подразделена территория России? (На 11 экономических районов.)

Назовите экономические районы и покажите их на карте? (Учащиеся показы­вают работу на контурных картах (домашнее задание).)

Что такое экономический район? (Это территория, состоящая из несколь­ких компактно расположенных субъектов страны, имеющих схожие природ­ные условия, историю освоения и главное отрасли специализации, которые являются «лицом» района.)

С какой целью Россию поделили на федеральные округа? (Для укрепления, го­сударственной власти, совершенствования контроля за исполнением законов, Конституции России, решений федеральной власти в субъектах Федерации.)

В каком федеральном округе и экономическом районе вы живете?

Какие экологические районы относятся к Западной зоне России? (По табл. 48 на с. 216.)

Какие экономические районы входят в регион «Центральная Россия». (Цен­тральный, Центрально- Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный.)

Изучение нового материала

Сегодня мы приступаем к изучению Центральной России. Это крупный меж­районный комплекс, столичный регион, индустриальное и научное ядро России.

Изучение любой территории придерживается определенного плана.

План изучения экономического района или региона:

Состав района;

Экономико-географическое положение района (его историческое изменение);

Природные условия и ресурсы;

Население и трудовые ресурсы;

Хозяйство (отрасли специализации и территориальная структура хозяйст­ва, промышленные узлы, ТПК);

Города;

Проблемы и перспективы развития.

По ходу изучения вопросов учащиеся делают краткую запись в тетради (или на контурной карте) – план-схема, графоконспект.

. Состав

В состав Центральной России входят:

Центральный район (12 областей и Москва);

Центрально-Черноземный;

Волго-Вятский;

Северо-Западный.

Задание:

По политико-административной карте (рис. 1, с. 7 и табл. 48, с. 216) покажите эти районы и назовите области и республики, входящие в их состав.

Какой район состоит из 12 областей? (Центральный.)

В какой район входят 5 областей? (ЦЧР.)

В состав какого района кроме областей входят 3 республики? (Волго-Вятский.)

Назовите крупнейшие города районов? (Центральный – Москва, Волго-Вятский

Нижний Новгород, Центрально-Черноземный – Воронеж, Северо-Западный – Санкт-Петербург.)

Экономико-географическое положение района (ЭГП)

План изучения:

Положение района на территории страны (окраинное, центральное, погра­ничное);

Соседние районы, пограничные государства;

Положение по отношению к транспортным магистралям (возможность ис­пользования морских путей, судоходных рек, железных дорог, трубопро­водов);

Положение по отношению к сырьевым, топливно-энергетическим базам;

Изменение ЭГП района (региона);

Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики района.

ЭГП оказывает важное влияние на развитие хозяйства Центральной России. Центральная Россия имела удачное военно-стратегическое положение (безопасность от внешних вторжений имело междуречье Оки и Волги) и выгодное транспортное положение на пути «из варяг в греки».

Работа с картой:

Определите по карте, водоразделы каких рек находятся на территории Цен­тральной России? (Здесь протекают Волга, Ока, Днепр, Западная Двина.)

Найдите путь «из варяг в греки» на картосхеме (рис. 67, с. 218) и назовите ре­ки, по которым проходили вводно-волоковые пути.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь