Урок 46
Тема: произношение и написание парных согласных
на конце слова
Цель: наблюдение за особенностями произношения и написания звонких и глухих согласных звуков.
Выполнение упражнения 116, с. 126.
– Что интересного заметили в слове суп?
– Объясните значение слова шалаш.
II. Актуализация опорных знаний.
– На какие группы делятся согласные звуки?
– Назовите непарные согласные звуки.
– Какое правило вы знаете о правописании непарных согласных?
– Назовите парные согласные.
Звуковой диктант.
– Попробуйте записать слова по их звукам.
– Первый звук [н].
– Второй – [о].
– Третий – пара к звуку [з].
– Это слово – … (нос).
Аналогично записать слова: крот, нож, шарф.
III. Формирование новых знаний.
1.Выполнение упражнений 117, 118, с. 126 (по заданию).
– Сделайте вывод.
Вывод: парные согласные на конце слов произносятся одинаково глухо. Их произношение и написание может расходиться.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
2. Выполнение упражнения 119, с. 128 (самостоятельно).
– Прочитайте задание к упражнению.
– Что нужно сделать?
IV. Закрепление.
! Игра «Парный – непарный».
Условия игры: возьмитесь за руки, если звук на конце слова парный, а если непарный, то отвернитесь друг от друга.
Стог, лук, мяч, обувь, утюг, бинт, борщ, заяц, (ловушка) нога.
– Почему вы ничего не сделали, когда я произнесла последнее слово?
Купила бабуся бусы Марусе.
– Какие буквы вы бы подчеркнули как ошибкоопасные?
– Что нового узнали на уроке?
– Почему парные согласные на конце слов – ошибкоопасное место?