Урок 46 ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА ПО ГЛАВЕ «ТАМАНЬ»

0
603
литература

Урок 46 обучение анализу эпизода по главе «тамань»

Цели: учить анализировать эпизод прозаического текста; закрепить изученное о понятиях «микросюжет», «авторская позиция», «самораскрытие героя».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Тестовая работа, составленная учащимися, с целью проверки знания текста главы «Тамань».

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

– Хорошее знание текста поможет нам при его анализе. Рассмотрим эпизод (гл. «Тамань») по плану:

1) микросюжет;

2) композиция;

3) детали;

4) способы выражения авторской позиции.

– Установите ближние связи, рассмотрите эпизод в системе других эпизодов.

– Обратите внимание на возможные «переклички» эпизода с другими произведениями.

– Свяжите свои наблюдения с темой, идеей произведения, авторским мировоззрением, мастерством.

2. Работа с развернутым планом сочинения на тему «Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1) Деление текста на части, различающиеся сюжетом и героями, – отличительная особенность романа «Герой нашего времени».

2) Роль главы «Тамань» в романе.

3) Сюжет главы, ее композиция.

4) Характер Печорина, вырисовывающийся из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы.

5) Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.

6) Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира – способы выражения авторской позиции.

7) «Тамань» – первая часть дневниковых записей Печорина, с которой начинается «самораскрытие» героя.

8) Высокая оценка «Тамани» В. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом…»

3. Работа с таблицей.

«Герой нашего времени» – это «история души человеческой», история развития одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.

Фабула – совокупность событий художественного произведения в их естественном хронологическом порядке.

Обратимся к таблице: в чем причина такого расположения частей?

Сюжетный порядок

Хронологический (фабульный)
порядок

«Бэла»

– Путешествие по военно-грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем.

– Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

– Переезд через крестовый перевал.

– Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

– Концовка «Бэлы». заключение от имени офицера-повествователя

7

5

8

6

9

«Максим Максимыч»

– Встреча Максима Максимыча с Печориным.

– Включение сообщения о том, что Печорин умер

10

11

«Предисловие к “Журналу Печорина”»

– Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные Воды на Кавказе

1

«Тамань»

– Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью

2

«Княжна Мери»

– Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости

3

«Фаталист»

– История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы

4

Такое построение дает возможность автору:

– максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

– проследить историю его внутренней жизни;

– раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

– показать, как бы оставляя героя в живых, свою, авторскую, позицию.

поурочные планы, 9 класс, литература