Урок 46 обучение анализу эпизода по главе «тамань»
Цели: учить анализировать эпизод прозаического текста; закрепить изученное о понятиях «микросюжет», «авторская позиция», «самораскрытие героя».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Тестовая работа, составленная учащимися, с целью проверки знания текста главы «Тамань».
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и целей урока.
– Хорошее знание текста поможет нам при его анализе. Рассмотрим эпизод (гл. «Тамань») по плану:
1) микросюжет;
2) композиция;
3) детали;
4) способы выражения авторской позиции.
– Установите ближние связи, рассмотрите эпизод в системе других эпизодов.
– Обратите внимание на возможные «переклички» эпизода с другими произведениями.
– Свяжите свои наблюдения с темой, идеей произведения, авторским мировоззрением, мастерством.
2. Работа с развернутым планом сочинения на тему «Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1) Деление текста на части, различающиеся сюжетом и героями, – отличительная особенность романа «Герой нашего времени».
2) Роль главы «Тамань» в романе.
3) Сюжет главы, ее композиция.
4) Характер Печорина, вырисовывающийся из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы.
5) Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.
6) Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира – способы выражения авторской позиции.
7) «Тамань» – первая часть дневниковых записей Печорина, с которой начинается «самораскрытие» героя.
8) Высокая оценка «Тамани» В. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом…»
3. Работа с таблицей.
«Герой нашего времени» – это «история души человеческой», история развития одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.
Фабула – совокупность событий художественного произведения в их естественном хронологическом порядке.
Обратимся к таблице: в чем причина такого расположения частей?
Сюжетный порядок
|
Хронологический (фабульный)
|
«Бэла»
– Путешествие по военно-грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем.
– Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.
– Переезд через крестовый перевал.
– Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.
– Концовка «Бэлы». заключение от имени офицера-повествователя
|
7
5
8
6
9
|
«Максим Максимыч»
– Встреча Максима Максимыча с Печориным.
– Включение сообщения о том, что Печорин умер
|
10
11
|
«Предисловие к “Журналу Печорина”»
– Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные Воды на Кавказе
|
1
|
«Тамань»
– Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью
|
2
|
«Княжна Мери»
– Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости
|
3
|
«Фаталист»
– История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы
|
4
|
Такое построение дает возможность автору:
– максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
– проследить историю его внутренней жизни;
– раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;
– показать, как бы оставляя героя в живых, свою, авторскую, позицию.