Цель урока: 1) Ознакомить учащихся с формированием населения материка современной политической картой; 2) Развивать умение работать с картой;
3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Южной Америки. 2. Политическая карта Южной Америки.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Влажные экваториальные леса (гилеи или сельва, красно-желтые ферраллитные почвы, 2 тыс. видов деревьев: бальса, красное, хинное, дынное деревья, гевея, сейба; животные: ленивцы, тапиры, опоссумы, муравьеды, капибара, ягуар, пума, колибри, анаконда; строительство Трансамазонской автомагистрали)
- Переменно-влажные леса (араукария, парагвайский чай; восточное побережье Бразилии)
- Саванны и редколесья (Оринокская – льянос, Бразильская – кампос; ферралитно-красные и красно-бурые почвы; галерейные леса)
- Субтропическая степная зона (пампа, черноземные почвы)
- Зона полупустынь (Патагония, сероземы и бурые почвы). Зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. Пустыни (гаруа – прохладные «слепые» туманы в Атакаме; гуано – птичий помет)
- Высотный пояс (пуна – межгорные долины)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. На Атлантическом побережье Северной Америки оседало население (стран Центральной и Южной Европы)
2. Максимум осадков в полупустынной зоне приходится на (весну и начало лета)
3. Самое глубокое место в Мировом океане (Марианский желоб)
4. Среднее годовое количество осадков в степной зоне (300мм)
5. Высотный пояс хвойных лесов в Альпах начинается с высоты (
6.Рельеф, доминирующий в Северной Америке (равнинный)
7. Какое море внутреннее – Чёрное, Саргассово, Аравийское, Баренцево или Чукотское? (Чёрное)
8. Основной источник влаги в атмосфере (океаны)
9. У людей экваториальной расы (тёмный цвет кожи, чёрные курчавые волосы, толстые губы, широкий нос)
10. По площади бассейна первое место в СНГ занимает (Обь)
11. Песчаник метаморфизировался в (кварцит)
12. При движении с запада на восток, понижается температура воды и солёность в (Атлантическом океане)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Почему население Южной Америки столь разнообразно? Как происходило заселение материка? Почему страны Центральной и Южной Америки называют Латинской Америкой?
V.Объяснение новой темы.
1. Население (320 млн. человек, первые люди заселили 15-17 тыс. лет назад; индейцев – 10%; инки; метисы; мулаты; самбо; креолы)
2. Страны (Андские страны и Равнинного Востока)
3. Страны Равнинного Востока (5-е место по площади территории – Бразилия)
VI.Усвоение новой темы.
1. Укажите страну Южной Америки: Турция, Китай, Аргентина, Иран или Канада? (Аргентина)
2. Индейцы – коренное население (Америки)
3. Поиску новых земель способствовало (изобретение компаса)
VII.Домашнее задание. § 43, на контурной карте обозначить государства и их столицы
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Население в Южной Америке размещено крайне неравномерно из-за разных природных условий в разных частях материка. Считается самым малонаселенным материков на Земле. К примеру, население одного государства – Индии превышает все население Южной Америки и Африки вместе взятых.