Урок 46 А. И. КУПРИН. «ТАПЁР», «БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ» (внеклассное чтение)

0
450

Цели: знакомство с начинателем русской литературы ХХ в., писателем, произведения которого неизменно дарят читателю соприкосновение с высшим искусством.

Эпиграф:

Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа…

Л. П. Кременцов

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

II. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве А. И. Куприна.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчатове Пензенской области. Мальчику не было двух лет, когда умер отец, оставив семью без средств к существованию. Мать с двумя дочерьми и сыном вынуждена была вернуться на родину, в Москву. Из-за материальных сложностей семья смогла устроиться во вдовий дом. Маленький Куприн был отдан в «малолетнее сиротское училище» – Разумовский пансион. После окончания училища в 1880 г. мальчик поступает в военную гимназию, затем переименованную в кадетский корпус. В корпусе произошла встреча с учителем русского языка и литературы М. И. Цехановым, под влиянием которого началось формирование будущего литератора.

За кадетским корпусом последовало юнкерское училище, и в 1890 г. Куприн направляется в пехотный полк, расквартированный на Западной Украине.

В 1894 г., выйдя в отставку, Куприн путешествует по России. Он учится жизни и литературе, начинает работать журналистом.

В 1919 г. – начало эмиграции. Из письма к дочери: «…Живется нам – говорю тебе откровенно – скверно. Обитаем в двух грязных комнатушках, куда ни утром, ни вечером, ни летом, ни зимой не заглядывает солнце…»

Тоска по родине, депрессия – вот причины увядания его таланта. Писатель старается вернуться в Россию, и это ему удается: в 1937 г. получено разрешение о возвращении на Родину. Радость встречи с родной землей была недолгой. Тяжелая болезнь в 1938 г. оборвала жизнь Александра Ивановича Куприна.

«Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», рассказы, миниатюры и другие произведения сделали бессмертным имя писателя.

III. Беседа о рассказе «Тапёр».

Вопросы для беседы:

1. Понравился ли вам рассказ?

2. Кто такой тапёр? Почему так назван рассказ?

3. Чем так возбуждена Тина в начале рассказа?

4. Что вас удивило или поразило в доме Рудневых?

5. Можно ли сказать, что перед нами гостеприимные хозяева?

6. Что можно рассказать о хозяйке дома?

7. Опишите встречу тапёра.

8. Какую роль сыграл в судьбе героя известный музыкант Рубинштейн?

9. Можно ли унижать человека?

10. Какая пословица припоминается по этому случаю? (Встречают по одежке…)

IV. Аналитическая беседа по произведению «Белый пудель».

Вопросы:

1. Что заставило Сережу и старика Ладыжкина скитаться по стране? Каким образом они добывали себе средства к жизни? Как проходил день этих людей?

2. Почему дедушка Ладыжкин с отчаянием бросил монету на дорогу в пыль? Что так расстроило старого человека?

3. Вспомните дачу «Дружба». Расскажите о ее обитателях. Что необычного было в этом мирке? Какие чувства родились в вашей душе после прочтения этого эпизода?

4. Объясните причину, по которой Ладыжкин отказался продать Артошу? или предать?

5. Что заставило Сережу принять решение выкрасть пса? Можно ли это назвать поступком? Что можно назвать поступком? Как это характеризует Сережу?

6. Представьте, что вы вместо Сережи находитесь в чужом, незнакомом саду. Какие чувства вы испытываете?

V. Чтение понравившихся эпизодов.

Вопрос: Объясните, почему именно этот эпизод вас заинтересовал?

VI. Составление характеристик героев рассказа.

VII. Устное рисование портретов главных героев (включая Арто).

Домашнее задание: прочитать сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

Индивидуальное задание: чтение в лицах сцены встречи Степана и Хозяйки.