Урок 45. Зачет по теме «Межотраслевые комплексы России»

0
905


Цели: Проверить уровень усвоения знаний по теме «МОК» – принципы разме­щения предприятий, знание терминов и понятий

Оборудование: на доске список терминов; список факторов, влияющих на раз­мещение предприятий; на столах листочки для ответов

Ход урока

Организационный момент

Учитель сообщает, что учащиеся сдают зачет по теме «Межотраслевые комплек­сы» в виде:

теста – о принципах размещения предприятий;

географического диктанта по терминам и понятиям;

взаимоопрос на знание номенклатуры.

Оценка за зачет – средняя из трех.

Зачет

Тест

В крупных городах размещают:

а) ТЭС; б) ГЭС;

в) ТЭЦ; г) АЭС.

ГЭС строят с учетом наличия:

а) источников дешевой энергии;

б) трудовых ресурсов;


в) природных условий.

Металлургические заводы полного цикла размещают с учетом:

а) сырьевой базы;

б) квалифицированных кадров;

в) источников дешевой энергии.

На источники дешевой энергии ориентируются при размещении:

а) ГЭС;

б) алюминиевых заводов;

в) медеплавильных заводов.

Наличие квалифицированных кадров имеет важное значение при размещении:

а) авиационного завода;

б) тракторного завода;

в) завода горно-шахтного оборудования.

Судостроительный завод строят с учетом наличия:

а) металлургической базы;

б) потребителя;

в) квалифицированных кадров.

Установите соответствие:

Предприятие Факторы размещения

а) сахарный завод; 1. энергетический;

б) целлюлозно-бумажный комбинат; 2. трудовой;

в) алюминиевый завод; 3. водный;

г) часовой завод. 4. сырьевой.

При строительстве предприятия по производству калийных удобрений учиты­вают:

а) наличие сырья;

б) потребитель;

в) источник дешевой энергии.

Специализация и кооперирование – важные факторы размещения:

а) часового завода; б) текстильного комбината;

в) завода синтетического волокна; г) завода фосфорных удобрений.

К металлоемкому машиностроению относятся:

а) авиационный завод;

б) часовой завод;

в) завод горно-шахтного оборудования.

Ответы: 1 – в: 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – 1-в, 2-г, З-б; 4-а; 8-а; 9- а; 10 – в.

Географический диктант на проверку знания понятий и терминов

Производственные связи между предприятиями называются – … (коопериро­вание).

Перевод оборонного предприятия на производство мирной продукции – …

(конверсия).

Группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или то­пливные ресурсы, и производящие основную долю металла называют – … (металлургическая база).

Выпуск предприятием однородной продукции называется … (специализация).

Совокупность сооружений, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения и отраслей экономики называется … (инфра­структура).

Совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами, называется … (транспортная система).

Показатель работы транспорта – … (грузооборот).

Группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропере­дач и управляемых из одного центра – … (энергосистема).

Если состав класса слабый, то перед диктантом можно провести повторение фронтальное: учащиеся по очереди дают определение терминов.

Взаимоопрос на знание номенклатуры

вариант показывает и называет, а II вариант проверяет:

Буроугольный бассейн Сибири – … (Канско-Ачинский);

Нефтяная база, дающая 70% добычи нефти – … (Западно-Сибирская);

Крупнейшая ТЭС – … (Сургутская);

Крупнейшая АЭС – … (Курская);

Центры производства калийных удобрений – … (Соликамск, Березняки);

Самая длинная железная дорога – … (Сибирская магистраль);

Череповец – это … (город с крупнейшим металлургическим комбинатом центральной базы).

Первая железная дорога в России – … (Москва – Санкт-Петербург);

Назовите и покажите центры черной металлургии Урала. (Нижний Тагил, Челябинск, Н. Троицк, Магнитогорск).

вариант показывает и называет, а I вариант проверяет:

Угольный бассейн, занимающий 1 место по добыче – … (Кузнецкий);

Центр нефтепроводной системы – … (Альметьевск);

Крупный центр медно-никелевого производства в Заполярье – … (Норильск);

Крупнейшие алюминиевые заводы России – … (Красноярский, Братский);

Российская «лесопилка» – … (Архангельск);

Крупнейший морской порт Балтийского бассейна – … (Санкт-Петербург);

Центр внедоменной плавки стали – … (Старый Оскол);

Каменноугольный бассейн в районе БАМа – … (Южно-Якутский);

Находка, Восточный – это … (порты Тихоокеанского бассейна).

Проверка работ может быть проведена на этом же уроке как взаимопроверка. Оценки учащиеся объявляют учителю. Средняя оценка выставляется в журнал.

Можно собрать листочки с ответами и проверить, а оценки объявить на следую­щем уроке.