Цели: подвести пятиклассников к мысли о том, что беда сплачивает людей; учить анализировать складывающуюся вокруг ребят обстановку, понимать обстоятельства; развивать речь учащихся.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).
Задание: проследить изменения в портрете Маруси, опираясь на описание в VI и VII главах.
II. Работа по теме.
Вопросы и задания:
– Что можете рассказать о Васе?
Чтение сцены объяснения судьи с сыном.
– Расскажите о переживаниях отца и сына до разговора.
– Какими людьми были на самом деле судья и Вася? Что мешало им понять друг друга?
– Что заставило Тыбурция прийти в дом судьи?
– Почему судья признает себя виновным перед сыном?
Нельзя не согласиться с мыслью, что обе семьи несчастны по-своему. Не случайно писатель знакомит Васю с Валеком, Марусей и Тыбурцием. Валек становится настоящим братом для Васи.
При общении с ребятами происходит возмужание героя, в нем проявляются доброта, чуткость, отзывчивость. Горе от потери матери, обделенность вниманием навсегда соединили этих людей.
III. Работа по развитию речи.
Варианты работы ученики выбирают самостоятельно.
I вариант |
II вариант |
Написать сочинение на тему |
Составить вопросы к прочитанному произведению. |
Домашнее задание: прочитать рассказы А. И. Куприна «Тапёр», «Белый пудель».