Цели: познакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умение выделять окончание в слове.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите однокоренные (родственные) слова, которые вы подобрали. Обоснуйте свой ответ
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: река, кора, кит.
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Сегодня мы будем писать букву к. В корне слова кит она обозначает глухой мягкий согласный звук [к’], на мягкость согласного звука указывает буква и, которая следует за ним.)
ик иик ииик…
– Определите порядок следования букв в данном ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная буква и чередуется со строчной буквой к. Буква и пишется перед буквой к в порядке увеличения на одну.)
IV. Работа над новым материалом.
1. Знакомство с приставкой.
На доске записаны слова: ход, приход, поход, выход, переход, вход.
– Прочитайте слова. Можно ли назвать их однокоренными?
– Спишите. Выделите корень.
– Как образовались однокоренные слова? (Однокоренные слова образовались при помощи части слова, которая стоит перед корнем.)
– Послушайте стихотворение:
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
– Как же называется часть слова, которая стоит перед корнем?
Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка.
– Приставка обозначается значком . Выделите приставку в данных словах.
– Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные? (В этих словах разные приставки.)
– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.)
– Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего же она служит? (Приставка служит для образования новых слов.)
– Теперь скажите все, что вы знаете о приставке.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком .
2. Работа над упражнением 145.
На доске записаны слова.
Делать, сделать, приделать.
Написать, писать, списать.
Бег, забег, разбег.
Отвёз, вывез, вёз.
– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если я покажу слово, в котором нет приставки, вы присядете.
3. Знакомство с суффиксом.
– Как можно назвать маленькую ягоду малины? (Малинка.)
– Как называется участок земли, где растет малина? (Малинник.)
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают слова:
малинка – малинник
– Выделите в словах известные вам составные части.
– Какую часть в первом и во втором слове вы не выделили? (Мы не выделили часть, которая стоит после корня.)
– Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается значком .
– Выделите суффиксы в словах.
– Суффиксов, как и приставок, в русском языке много: -ник, -чик, -щик, -онок, -ов, -ев-, -н, -нн и т. д.
– Скажите все, что вы знаете о суффиксе.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс обозначается значком .
4. Работа над упражнением 147.
5. Разбор слов по составу.
На доске записаны слова: чашечка, мышка, белочка, зимушка, разбег, крылышко, полёт.
– Спишите слова. Разберите их по составу.
V. Итог урока.
– Как образуются родственные слова?
– Что такое приставка?
– Что такое суффикс?
Домашнее задание. Правило на с. 66–67, упражнение 149.