Урок 45. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ТЕМЕ «УРАЛ»

0
737
редактор изображений

Задачи: проверить знания и умения, полученные в процессе изучения темы «Урал»; использовать индивидуально-групповые формы работы; совершенствовать умения по применению знаний в нестандартных ситуациях.

Ход урока

Форма урока – индивидуально-групповая (командная) игра «Восхождение».

Учитель. Ребята, мы завершаем работу над темой «Урал». Ви­дите эту гору? (Учитель показывает рисунок на доске.) Очень хо­чется, чтобы вы на нее взошли. Я верю в вас. Верю, что каждый из вас это сможет сделать. Ведь вы много трудились.

Учитель объясняет правила игры. Играет шесть команд (4-5 человек в каждой). Каждой команде задается по одному вопросу или дается задание на каждом привале. Если команда не может от­ветить на вопрос или отвечает неправильно, имеет право ответить любая другая команда. За правильный ответ команда получает же­тон и поднимается в гору на 100 м (для этого и предназначены 6 разноцветных человеческих фигурок, заранее вырезанных). В команде ребята сами решают, кому отдать жетон, т. е. отдают же­тон тому, кто был ближе к правильному ответу. Выигрывает ко­манда, которая первой взойдет на вершину или поднимется выше других. После завершения игры ребята в командах обсуждают ра­боту каждого и выставляют оценки.

Игра «Восхождение»

У подножия горы. Старт. «Веришь – не веришь?»

Задания:

Соотнесите термин с определением.

Елань – обширная каменная россыпь и нагромождение кам­ней на склонах и плоских вершинах.

Асимметрия – приподнятый участок земной коры, ограни­ченный с обеих сторон сбросами.

Трог — поляна, пастбище, луг.

Курум – корытообразная долина, след древнего оледенения.

Цирк – различие в крутизне обращенных в разные стороны склонов горного хребта.

Горст – естественное чашеобразное углубление в привер­шинной части гор, образующееся при морозном выветривании.

Ответы: 1 -3; 2-5; 3 -4; 4- 1; 5 -6; 6-2.

Прив ал 1. «Исторический»

Вопросы:

Как Уральские горы назывались в древности?

(Рифейские, Каменный пояс, Камень, Земной пояс.)

Когда и в чьих работах появилось название «Урал»?

(С XVIII века, в работах знаменитого русского историка и географа В. Н. Татищева.)

Какие народы, кроме русских, живут на Урале?

(Башкиры, татары, удмурты, коми, коми-пермяки, ханты, манси, ненцы.)

Где появились первые поселения русских на Урале?

(В верховьях Камы.)

Когда купцами Калинниковыми были созданы первые соле­варни в селении Соль-Камское?

(В XV веке.)

Когда на Урале русские переселенцы стали добывать желез­ную руду и стали выплавлять железо?

(В XVII веке.)

Привал 2. «Узнай меня»

Эта часть Урала очень красива. Особую прелесть придают ей долины быстрых рек западного склона: Уфы, Белой, Юрюзани, Ин- зера, Сима, Ая и верховьев реки Урал на восточном склоне. Озера блестками рассыпаны в горах и на зауральской равнине. Горное озеро Тургояк – жемчужина Урала – по красоте своей не уступает многим прославленным озерам Западной Европы.

(Южный Урал.)

В этой части Урала зима тянется 8 месяцев, а короткое пас­мурное лето с не заходящим за горизонт солнцем – всего лишь не­многим более 2 месяцев. Здесь царство тундры: и в горах, и на рав­нинах.

(Полярный Урал.)

Природа этой части Урала наиболее изменена трудом чело­века. Здесь находятся крупные центры металлургии. Эта часть Урала наиболее пониженная. Вершины едва достигают 900 м. Горы покрыты темнохвойными, преимущественно еловыми лесами.

(Средний Урал.)

Безмолвна и мрачна тайга этой части Урала. Высокие сосны, лиственницы, замшелые стволы елей и пихт покрывают склоны гор на пространстве сотен тысяч квадратных километров. В западных предгорьях располагается Печоро-Илычский заповедник. Здесь встречаются феноменальные природные изваяния – обелиски и столбы – и не уступающие им по причудливости высокие колонны из сцементированных конгломератов и других стойких пород.

(Северный Урал.)

Эта часть Урала особенно дика и сурова. Горы подразделяют­ся здесь на Большой Урал и Малый Урал. Глубокие ущелья разреза­ют горные массивы. Дикий северный олень, песец, росомаха, белая куропатка, летом на болотах утки и кулики – вот обитатели этих мест. Высочайшая вершина Урала находится именно здесь. Это гора Народная. Она сторожит месторождение горного хрусталя.

(Приполярный Урал.)

Замечательное творение природы. Находится в недрах ка­менной громады – Ледяной горы. Образовалось это чудо в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, раство­ривших и вынесших гипсы и ангидриты.

(Кунгурская пещера.)

При вал 3. «Смекалка»

К торжественному гласу Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы С севера на юг.

(Ура-л.)

Четвертую ноту к предлогу добавишь – Название речки Урала составишь.

(У-фа.)

Местоимение с притоком Волги запишите,

В конце местоимение допишите.

В целом гору на Урале соберите.

(Вы-с-ока-я.)

Междометие – слог первый,

Среди птиц ищи второй.

Третий – буква. По Уралу Протекаю я рекой.

(Чу-сова-я.)

Река – возглас.

(Ай.)

В боях всегда идут со мною,

Частенько помогаю я штыку,

Но встречусь с буквою одною – И превращусь в реку.

(Ура-л.)

При вал 4. «Покажименя»

Задания:

Покажите на настенной карте:

Природные районы Урала.

5 рек Урала.

5 месторождений железной руды.

5 городов Урала.

Наивысшие точки природных районов Урала.

5 месторождений нерудных ископаемых Урала.

Прив ал 5. «Поэтический»

Урал! Опорный край державы.

Ее добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец…

Вопрос: Почему так описал Урал Твардовский?

(Урал обладает богатством недр. Из них черпали и продол­жают добывать самое разнообразное сырье. С XVII века русские переселенцы стали добывать железную руду и выплавлять железо. Промышленность Урала – фундамент хозяйства страны в период индустриализации и во время Великой Отечественной войны.)

С. Щипачев пишет:

Урал. Он лег в мою строку.

Во всю длину размашисто и строго.

Он азиатскому материку Пришелся каменным порогом.

Вопрос: Почему Урал поэт назвал «Каменным порогом»?

(Урал – складчато-глыбовые горы, расположенные между двумя тектоническими структурами: к западу – жесткий фундамент Русской платформы, к востоку — Западно-Сибирской платформы. Протянулся Урал от побережья Карского моря до степей Казах­стана. Урал – рубеж между Европой и Азией.)

В. Бенедиктов говорит:

Кто скажет мне, что времени рука Не посягнет на зодчество природы?

Тут был обвал – исчезли высоты,

Там ветхие погнулись их опоры;

Стираются и низятся хребты,

И рушатся дряхлеющие горы…

Вопрос: О каких процессах идет речь?

(Уральские горы сформировались в области герцинской склад­чатости. Это древние горы. Большую роль в преобразовании рель­ефа Урала играют процессы выветривания и деятельность теку­чих вод. Продукты выветривания остаются в виде каменных рос­сыпей на вершинах гор. На пологих склонах они медленно сползают под действием силы тяжести, образуя иногда каменные реки. На более крутых склонах перемещение продуктов выветривания соз­дает осыпи.)

Когда-то над хребтом Урала Соляной свежести полна,

С ветрами запросто играла Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе С разбегу устремляться ввысь.

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Вопрос: О каком времени идет речь?

(В первой половине палеозойской эры на месте современного Урала было море. Это неопровержимо доказывается наличием горных пород, образующихся на морском дне, и окаменелыми ос­татками животных, обитавших некогда в море. В палеозойской эре под воздействием глубинных сил земли и мощного давления с востока поднялись горы, но море еще долго шумело у их западного побережья).

М. Лермонтов пишет:

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

Вопрос: К какой части Урала можно было бы отнести эти слова?

(Приполярный Урал. Суровый климат. Тундра (горная) пред­ставляет суровую картину каменных россыпей — курумов, скал и останцов. Растения не создают сплошного покрова. Встречается древесная растительность.)

Справедливо ли высказывание:

«Молод Кавказ, потому и высок,

Древен Урал, потому и принижен».

Если нет, то почему?

(Выражение несправедливо: Урал, как и Кавказ, испытывал поднятие в альпийско-гималайскую складчатость, но амплитуда поднятий, их размах были гораздо меньше, чем на Кавказе.)

Прив ал 6. «Щедрая кладовая»

Тот камень чудесный с Урала Нежным светом зеленым манит.

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут…

(Малахит.)

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью – малахиты,

Железо, мрамор и …

(Гранит.)

Найдем в нем много по приметам Цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом …

(Изумруд.)

Из какого металла изделия светят?

(Вольфрам, из него делают волоски электрических лампочек накаливания.)

Для легкости в сплавы дается,

Мощь самолета создал,

Тягуч и пластичен, отлично куется, Серебряный этот металл.

(Алюминий.)

Подведение итогов урока.

Учитель говорит, что не на все вопросы получены ответы. Это и хорошо: знание бесконечно. Но каждый из учащихся, хоть на ко­роткий срок, стал исследователем, творцом. Они ощутили радость открытий, собственную значимость, проявили уважительное отно­шение к знаниям другого и жажду знаний.