Урок 44 ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ» (Почему бабушка купила «пряник конем»?)

0
932
физика

Урок 44 Завершение работы над рассказом «Конь с розовой гривой» (Почему бабушка купила «пряник конем»?)

Цели: завершить работу над рассказом; учить давать нравственную оценку поступкам героев; показать художественную роль пейзажа в рассказе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Анализ сочинений учащихся.

II. Изучение нового материала.

1. Дальнейшее чтение и обсуждение рассказа «Конь с розовой гривой».

– Проследите, как менялось настроение мальчика после того, как он вернулся домой и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, ее интонации, поведении героя?

– Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? С чем это было связано?

– Найдите в тексте слова, в которых говорится о сделанном нравственном выборе героя. («Не буду так делать! И слушать тебя не буду!»)

– Каким вы представляете себе героя рассказа? Нарисуйте его портрет (устно).

– Что вы можете рассказать о его бабушке?

– Какой более широкий смысл имеют слова бабушки, обращенные к напроказившему внуку: «Я все вижу!..». Что видела бабушка? «Не спишь ведь!..», «Я вот еще левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота…».

– Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конем? Какие ее качества проявились в этом эпизоде? Ошиблась ли она, поверив ему?

– Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории? Как с этим обстоятельством связаны заключительные строки произведения: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?

2. Работа над языком произведения.

Учитель. Вот и закончилось наше совместное чтение рассказа, но знакомство с творчеством Астафьева продолжается, продолжается и работа над языком произведений этого писателя из сибирской деревеньки на берегу Енисея.

Игра по рядам «Кто больше?».

Задание. Попытайтесь составить небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов. Подумайте, почему писатель использует именно их в своем произведении, а не заменил их другими словами.

– А теперь прочитайте описание летнего дня в Сибири: «День был ясный, летний…». (Читает подготовленный ученик.) Подумайте, какова роль пейзажных зарисовок в раскрытии душевных переживаний героев?

– Определите, как и куда смотрит герой. Объясните, почему пейзажная зарисовка достаточно подробная. (Ребята «повалились на траву». Сначала мальчик просто наслаждается теплом, запахами трав, цветами. Но постепенно его взгляд устремляется ввысь: он видит листочки березы, потом его взгляд останавливается на железнодорожном мосту. Ребенок очень напряженно смотрит, так как «оттуда, из-за моста, должна приплыть бабушка». Ему и кажется, что «над Енисеем чуть мерцало», а мост «колыхался тонким кружевцем».

Мальчик внутренне готовится к встрече с бабушкой. Тепло и красота летнего дня служат контрастом миру обмана и эгоизма, в котором он нечаянно очутился, не сумев найти в себе достаточно мужества, чтобы противостоять левонтьевским ребятам!)

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

1) выучить наизусть описание летнего дня;

2) к уроку внеклассного чтения прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из сборника «Конь с розовой гривой», ответить на вопросы:

– От чьего лица ведется повествование?

– Каким настроением пронизан весь рассказ?

– Почему приезд фотографа в село произвел такое сильное впечатление? Вспомните детали, подтверждающие эту мысль.

– Как отнеслись к этому событию школьники? Какое их решение было особенно тяжелым для рассказчика и Саньки Левонтьева?

– Почему герой рассказа не оказался в числе сфотографированных? Как рассказывает писатель об отчаянии мальчика?

– Что нового вы узнали о Саньке Левонтьеве?

– Какие события и люди оказали наиболее сильное влияние на формирование характера героя?

– Что значило для рассказчика постоянное общение с бабушкой? В чем состояли ее нравственные уроки?

– Что вы узнали из рассказа о труде сельского учителя?

– Как вы понимаете выражение: «…Никогда не смеюсь я над деревенскими фотографиями… Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная история его».