Ц е л и : развивать умения распознавать существительные 2-го склонения; сравнивать падежные окончания существительных среднего рода с твердой и мягкой основой.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают под диктовку слова:
На баобаб.., на барабан.., о львенк.., в берет.., в атлас.., о лыжник.., на карнавал.., без праздник.., о лес.., в дом.., на диван.. .
– Как проверяли написание безударных окончаний?
II. Словарная работа.
1.
? Лексическое значение записано н а д о с к е.
– торжественная форма приветствия или отдания почестей выстрелами, ракетами.
Отгадайте з а г а д к у:
Грянул гром,
Веселый гром,
Засверкало все кругом.
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют.
Это праздничный… (салют).
? Этимология. Слово пришло из латинского языка, где означало «будьте здоровы».
2. .
? Лексическое значение записано н а д о с к е.
: 1) вид связи; 2) аппарат для телефонных разговоров.
Отгадайте з а г а д к у:
Если ты повертишь круг,
Заговорит далекий друг.
? Этимология. Слово образовано от греческого теле- – «далеко», фоне – «звук».
3. .
? Лексика. – отсутствие ограничений, того, что мешает жизни.
Р е б у с (учащиеся разгадывают и записывают ответ в тетрадях).
? Этимология. Слово свобода когда-то было родственно слову свой. Изначально свобода – «свое, собственное, отдельное от других положение».
4. .
? Лексика. – орган государственной власти.
? Этимология. Это слово произошло от глагола править.
III. Актуализация опорных знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 53.
– Что значит просклонять имя существительное?
Работу выполняют по вариантам:
в а р и а н т I в а р и а н т II
воробей сарай
– Откройте учебник на с. 74. Проверьте написание окончаний по таблице в упражнении 49.
IV. Формирование новых знаний.
1. С р а в н е н и е падежных окончаний существительных среднего рода.
– О существительных какого рода составлена таблица?
– Что можете сказать об окончаниях существительных? (Ударные.)
– Что можете сказать об окончаниях существительных, стоящих в форме И. п. и В. п.?
– В форме какого падежа у существительных с твердой и мягкой основой окончания одинаковы?
– Прочитайте задание под таблицей. Какой ответ вы дадите? Сравните его с сообщением в красной рамке.
V. Закрепление.
1. Упражнения 55, 56 выполняют по заданию учебника.
VI. Итог урока.
– С какими существительными работали на уроке?
– От чего зависит написание падежных окончаний существительных 2-го склонения среднего рода?
Домашнее задание: упражнение 57.