Урок № 44 Строение оперы. Ария. Ансамбль. Речитатив. Хор.

0
1162
Казахстан

Урок № 44

Срок проведения: апрель

Число

ТЕМА УРОКА: Строение оперы. Ария. Ансамбль. Речитатив. Хор.

ПОДТЕМА: Оперное искусство разных стран

ЦЕЛЬ УРОКА: Продолжить знакомство учащихся с оперным искусством.

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему

ЗАДАЧИ:

I.Эмоциональное воспитание:

1.Воспитывать интерес и уважение к классической музыке, духовную культуру.

2.Приобщать детей к – музыкальному наследию прошлого, вызвать любовь к нему.

3.Развивать слушательный багаж.

4. Приобщать учащихся к мировым музыкальным ценностям.

II.Осознанное восприятие:

1.Познакомить с трехчастной формой в классической оперной музыке..

2.Повторить материал, пройденный ранее.

3.Познакомить учащихся с оперой «Биржан и Сара»

4.Учить детей чувствовать характер музыки

5.Развивать умение рассуждать о музыке

III.Деятельно-практическое развитие:

1.Закрепить понятия: 3х-частная форма в оперном хоре.

2.Разобрать связь смены частей и характера в одном произведение.

3.Разобрать средства развития оперной музыки.

4.Учить различать средства музыкальной выразительности создающие образ.

3.Послушать и проанализировать на уроке музыку композиторов-классиков разных школ и эпох.

Оборудование:

1.проигрыватель

2.фортепиано

3.портреты композиторов Тулебаева, Римского -Корсакова,

Верди, Моцарта

4.фонохрестоматия

5.видеомагнитофон

Методы музыкального обучения:

1.эмоционально-художественное «погружение»
2.эмоциональной драматургии

3.сравнения и сопоставления.

4.обобщения 5.слушанья

6.наблюдения за музыкой.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Тулебаев Сцена на ярмарке из оперы «Биржан и Сара» – слушанье Д 3/3

2.Ария Снегурочки из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» – слушанье Д 3/4

3.Верди «Хор рабов» из оперы «Набукко» – повторение Д 3/4

4.Речитатив Мороза – слушанье, объяснение нового понятия Д 3/5

5.Увертюра-повторение пройденного Глинка «Руслан и Людмила» Д 3/3

Художественный материал:

1.м/фильм «Снегурочка» по музыке Римского-Корсакова ВК № 5

2.Моцарт «Ария Фигаро» – слушанье Д 3/4

3.Беседа об элементах оперного спектакля.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Закрепление понятия «хор из оперы»

3.Повторение пройденного на прошлом уроке

4.Беседа о составных элементах оперного спектакля.

5.Слушанье фрагментов из опер, обсуждение.

6.Работа над выразительным исполнением хора Верди

7.Обобщение

8.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что такое опера.

2.Знать, какие элементы составляют оперный спектакль.

3.Знать, что оперные номера тоже имеют свою форму строения.

4.Знать содержание оперы «Биржан и Сара « Тулебаева.

5.Знать, в чём отличие речитатива.

УМЕНИЯ:

1.Рассказать о строение оперы.

2.Определять характер и строение музыки.

НАВЫКИ:

1.Самостоятельной работы дома и в классе.

2.Самостоятельного определения формы строения произведения.

Принципы:

1.Принцип единства воспитания, образования и обучения.

2.Принцип наглядности, доступности.

3.Принцип научности.

4.Принцип увлечённости.

5.Принцип активности, увлечённости и сознательности.

Методы музыкального обучения:

1.комплексное воздействие разных видов искусств

2.наблюдения за музыкой

3.вариантности впечатлений

4.обобщения

Способы исполнения музыки:

1.Хоровой

Виды деятельности на уроке:

1.Вокально-хоровая работа

2.Слушанье музыки

3.Рассуждения о музыке

4.Просмотр и разбор фрагментов опер

Формы работы на уроке:

1.Коллективная

2.Словесная

3.Наглядная

Предполагаемый результат:
а) развитие навыков дискуссии.
б) творческие размышления детей о музыке, пришедшей к нам из глубины веков
в) выход на рассуждения о духовной ценности музыки из прошлого.

Домашнее задание: Найти дополнительный материал об опере.

Дополнение для учителя:

Ария. Вы включили радио и услышали: «Ни сна, ни отдыха измученной душе…» Конечно, вы сразу узнали, что это ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Томясь в плену, Игорь тяжко переживает свое поражение, свое вынужденное бездействие. Вспоминает о любимой жене – Ярославне. Музыка арии рисует портрет князя – полный и многогранный, портрет человека, мучительно переживающего судьбу отчизны, воина, любящего мужа. Слово «ария» итальянского происхождения и означает – песня. Можно вспомнить много арий: лирическую – Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», героическую – Ивана Сусанина из оперы Глинки, скорбную – Виолетты из третьего акта оперы Верди «Травиата». При всем их разнообразии, при всей бросающейся в глаза (и уши!) несхожести, в них есть одно общее свойство: ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его музыкальный портрет. Ариозо – как и ария – сольный музыкальный номер в опере. Оно обычно меньше арии. Если ария бывает обобщением, размышлением, то ариозо – скорее непосредственный отклик на какое-нибудь только что происшедшее событие. Например, ариозо Ленского «В Вашем доме». Произошло непоправимое. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Разбиты его мечты о счастье с Ольгой. Ариозо звучит как проникновенное воспоминание о прошлом, о безоблачных, радостных днях, проведенных в доме Лариных. В первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу действия, ту, с которой герой или героиня выходили на сцену, называли каватиной. Такова, например, веселая, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник». И Глинка, следуя традиции, назвал каватинами первые арии Антониды в «Иване Сусанине» и Людмилы в «Руслане и Людмиле». Однако позднее каватинами стали называть арии с более свободным и масштабным построением. Вспомните каватину Князя из «Русалки» Даргомыжского или каватину Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина.

Ансамбль. «Выступает Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии… Танцевальный ансамбль «Березка»… Ансамбль скрипачей Большого театра…» Такое вы, наверное, слышали не раз. Но говорят и так: «Ансамбль из оперы «Пиковая дама». «Я люблю камерно-инструментальные ансамбли больше других музыкальных жанров». Или: «У этих исполнителей прекрасный ансамбль…» И в каждом случае слово ансамбль имеет другое значение. Ансамбль – от французского ensemble (вместе) – означает совместное исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения. В соответствии с количеством исполнителей, ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для четырех, см. об этом специальный рассказ), квинтетом и т. д. Ансамбли могут быть вокальными или инструментальными. Последние всегда относятся к области камерной музыки, первые же, чаще всего, являются эпизодами оперного спектакля. Например, опера «Евгений Онегин» Чайковского начинается ансамблем: звучит дуэт Татьяны и Ольги за сценой, а на сцене, перед зрителями, беседуют Ларина и няня. В целом образуется квартет — одновременное пение четырех действующих лиц. Ансамблем называется не только произведение, написанное для нескольких инструментов, но и состав исполнителей, которым оно предназначено. Многие ансамбли имеют строго определенное количество участников. Например, вокальные или фортепианные дуэты, инструментальные трио или квартеты. Один из самых известных наших ансамблей такого рода Квартет имени Л. Бетховена. Нередко ансамблем называют объединение исполнителей на разных инструментах, певцов, танцоров. За последние годы большое распространение получили вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие эстрадную музыку. И, наконец, слово ансамбль имеет еще одно значение. Представьте себе, что певица с нежным серебристым голосом поет изящный романс, а пианист, который ей аккомпанирует, играет слишком громко и тяжеловесно. О таком исполнении можно сказать, что у певицы и пианиста очень плохой ансамбль, а вернее, его вовсе нет. Зато, какое высокое наслаждение испытываешь, слушая, как голос и рояль словно сливаются в единое целое и аккомпанемент естественно продолжает, «договаривает», когда умолкает певец, и даже тембр рояля оказывается похожим на теплый, наполненный глубоким чувством человеческий голос. Тогда хочется воскликнуть: «Какой чудесный ансамбль!» Именно такой, совершенно неповторимый, уникальный ансамбль слышали те любители музыки, кому посчастливилось попасть на концерты выступавших вместе немецкого певца Дитриха Фишера-Дискау и нашего выдающегося пианиста Святослава Рихтера. Таким образом, слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями.