Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.
И. Шиллер
Цели: ознакомить с основными понятиями урока; воспитывать чувство социальной справедливости, сострадания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
В качестве проверки домашнего задания предлагается прочитать тексты, к каждому из них составить не менее двух вопросов и написать предполагаемые ответы.
Вариант 1
Большая цель
Кто-то сказал: живи так, как если бы ты должен умереть сегодня, и одновременно так, как если бы ты был бессмертен; работай так, как если бы культура росла и развивалась, и одновременно так, как если бы она погибнет завтра. Это значит: надо и завершить свою жизнь достижением единой большой цели, и заканчивать каждый день, сознавая, что ты что-то сегодня сделал доброе.
Д.С. Лихачев
Вариант 2
Совесть и честь
Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души и совестью в той или иной мере очищается. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает притушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезли такие несвойственные нашему обществу явления, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце. «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее» и т. д.). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много, начиная с Академии наук СССР, настаивавшей на явно неудачных и крайне расточительных проектах (например, частичного поворота стока северных рек, строительство загрязняющих Байкал сооружений и пр.).
Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная -мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, чиновничьей) души.
Д.С. Лихачев
Затем учащиеся читают и обсуждают выполненные дома эссе.
III. Изучение нового материала
С понятиями «справедливость», «равенство» человек сталкивается с детства. Но с философской точки зрения справедливость и равенство имеют конкретно-исторический характер и являются духовно-нравственными категориями.
Это означает, что на каждом этапе исторического развития содержание понятий было различным. Как же на протяжении веков менялись представления о справедливости?
(Далее можно воспользоваться учебниками по истории Древнего мира и Средних веков, чтобы привести конкретные примеры.
Учитель предлагает для обсуждения следующие вопросы.)
1. Почему дети наиболее чутко улавливают справедливость или несправедливость?
2. Возможно ли всеобщее равенство?
3. Как соотносятся равенство и справедливость?
4. Милосердие понимается как перенесенная на других любовь к себе. Почему же не возлюбить прежде всего себя?
5. Является ли, в чем и почему утопией коммунистическая идеология?
Домашнее задание
1. § 16, задание 5 (Кравченко).
2. С. 365-366 (Боголюбов).
3. Эссе:
• «Человек – это то, во что он верит» (А.П. Чехов).
• «Те, кто не любит своих ближних, живут бесплодной жизнью и готовят себе к старости жалкое пристанище» (Перси Биши Шелли).