Урок 43
Тема: парные и непарные согласные
Цели: познакомить с парными и непарными согласными; отрабатывать навык правописания слов с безударной гласной.
Выполнение упражнения 101, с. 118.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Формирование новых знаний.
1. Слово учителя.
– Послушайте грамматическую сказку.
ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ
Как-то король Алфавит устроил сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные – с согласными. Им было весело!
Согласные встали парами: Б–П, В–Ф, Г–К, Д–Т, Ж–Ш, З–С.
Причем буквы Б, В, Г, Д, Ж, З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы.
А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке.
Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Ч, Щ. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. Согласные стали делиться на парные и непарные.
2. Беседа после прочтения.
– Кто запомнил парные согласные? Назовите все пары. (По «ленте букв».)
– Назовите непарные согласные.
3. Выполнение упражнения 105, с. 121 (по заданию).
Выполнение упражнения 106, с. 121 (по заданию).
– Глухие – это: п, ф, к, т, ш, с. Найдите им пару.
– Что нового узнали?
– Назовите парные согласные.
– Назовите непарные согласные.