Цели: углубить знания учащихся о частях слова; совершенствовать умение распознавать ударные и безударные гласные.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите однокоренные слова. Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске – рисунок.
– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, несколько раз встречается на рисунке. Какая это буква? (Это буква о.)
Оо ООоо ОООооо …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какое слово записано на рисунке? (Погода.)
– Что такое погода? (Состояние атмосферы. Ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность в данном месте, в данное время.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
погуда
– Назовите однокоренные (родственные) слова. Запишите их, обозначьте корень.
Работа выполняется коллективно на доске и в тетрадях.
– Какая может быть погода? Напишите словосочетания. С одним из этих словосочетаний составьте предложение. (Солнечная погода, чудесная погода, плохая погода, дождливая погода, осенняя погода, ветреная погода, …)
В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа (А. С. Пушкин).
V. Закрепление изученного.
1. На доске записаны слова:
Рисунки, рис, рисует, рисование.
Слёзы, слёзки, слезает, слезливый.
Дорога, дорожный, дорогуй, подорожник.
– Прочитайте, напишите только однокоренные слова. В выделенных словах обозначьте корень и окончание.
2. Работа над упражнениями 141, 143.
3. Работа по вариантам.
Вариант I |
Вариант II |
Холод, свет, боль. |
Лень, лёд, сад. |
– Подберите к данным словам однокоренные слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное. Выделите корень. Подчеркните безударные гласные, проверяемые ударением.
VI. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что вы знаете о корне слова?
– Что вы знаете об окончании?
– Как проверить безударную гласную в корне?
Домашнее задание. Упражнение 142.