Урок № 42: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

0
711
литература

Цель урока: 1) Сформировать знания об особенностях строения поверхности суши материка и закономерности размещения полезных ископаемых; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 1. Физическая карта Южной Америки. 2. Картина «В Андах».

3. Образцы полезных ископаемых. 4. Карта «Строение земной коры»

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

  1. Особенности материка (площадь 18, 3 млн. км ²,4-е место; Амазонка – самая многоводная река, годовой сток 7000 км³, бассейн 7 млн. км²; Анхель – 1054 м, Титикака на высоте 3812 м, глубина 304, площадь 8300 км²; Охос-дель-Саладо – 6880 м – самый высокий действующий вулкан в мире; Анды – длина 9000 км, эстуарий Ла-Плата, длина 320 км, ширина 220 км; г. Аконкагуа – 6960 м; полуостров Валдес – 40 м ниже мирового океана)

  2. Географическое положение (вместе с Центральной Америкой составляет Латинскую Америку; самая широкая часть – 5° ю. ш., острова Огненная Земля отделены Магеллановым проливом)

  3. Океаны у берегов материка (материковая отмель узкая, Тихоокеанский берег обрывистый, сразу начинаются желоба; на севере Карибское море; влияние Тихого океана ограничено Андами; холодное Перуанское течение не приносит осадки – Атакама, раз в 10-12 лет образуется теплое течение Эль-Ниньо, которое на 18 месяцев преображает пустыню; гуано смывается ливнями в океан; в юго-западной части материка сухо из-за холодного течения Западных ветров; в Патогонии сухо из-за холодного Фолклендского течения)

  4. История открытия и исследования (Колумб в августе 1498 г. достиг реки Ориноко; совершил четыре экспедиции; из-за ошибки Колумба коренное население называют индейцами; Америго Веспуччи в 1499 г открыл Венесуэлу, а в 1501 г – Бразилию; Рио-де-Жанейро – «январская река»; Магеллан и Дрейк – проливы; Дрейк проплыл вдоль западных берегов и открыл остров Ванкувер в Северной Америке, далее отправился в Азию; Гумбольдт и Бонплан создали геологическую карту, описали течения в конце XVIII – XIX веков; Гумбольдт описал закономерность высотных поясов, написал 30-ти томный труд; Воейков – климат в 1874 г; Вавилов в 1932 – 33 гг. определил центры земледелия)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Серые лесные почвы характерны для (широколиственных лесов)

2. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)

3. Компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счёт (круговорота вещества и энергии)

4. Высота истока реки равна 226м над уровнем океана, в устье ниже уровня океана на 28м. Падение реки равно (254 см)

5. Буряты, киргизы, якуты относятся к расе (монголоидная)

6. Наука, изучающая состояние тропосферы (метеорология)

7. Причина прилива и отлива океана (притяжение Луны)

8.Антилопы, львы, бегемоты, гепарды водятся в зоне (саванн)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Предложить ученикам рассмотреть карту строения земной коры и сравнить ее с физической картой.

V.Объяснение новой темы.

1. Рельеф (горы Анды, равнины, Амазонская, Ла-Платская, Оринокская низменности, Гвианское и Бразильское плоскогорье, Патагония, равнины Гран-Чако, Маморе, Пантанал, межгорные плато – Пуна; саларес – соленые болота)

2. Полезные ископаемые (Железная руда, марганец, уран, никель, алмазы, золото, алюминиевое сырье, бокситы, нефть, газ, олово, свинец, цинк, серебро; оловянный пояс в Боливии – 940 км)

VI.Усвоение новой темы.

1. Осадочные горные породы органического происхождения (мел, известняк, торф, каменный уголь)

2. Песчаник метаморфизировался в (кварцит)

3. Метаморфические породы (кварцит, гнейс, мрамор)

VII.Домашнее задание. § 38, на контурной карте обозначить полезные ископаемые и рельеф Южной Америки

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: По геологическому строению Южную Америку делят на две части: платформу, занимающую восточную часть, – область низменностей, и западную – горную область Анд. В соответствии с геологическим строением размещаются полезные ископаемые. На востоке – месторождения цветных металлов, в понижениях и на низменностях – нефть, газ, уголь. Анды богаты цветными металлами – медь, олово, серебро.