Цель урока: 1) Сформировать знания об особенностях строения поверхности суши материка и закономерности размещения полезных ископаемых; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Оборудование: 1. Физическая карта Южной Америки. 2. Картина «В Андах».
3. Образцы полезных ископаемых. 4. Карта «Строение земной коры»
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Особенности материка (площадь 18, 3 млн. км ²,4-е место; Амазонка – самая многоводная река, годовой сток 7000 км³, бассейн 7 млн. км²; Анхель –
1054 м , Титикака на высоте3812 м , глубина 304, площадь 8300 км²; Охос-дель-Саладо –6880 м – самый высокий действующий вулкан в мире; Анды – длина9000 км , эстуарий Ла-Плата, длина320 км , ширина220 км ; г. Аконкагуа –6960 м ; полуостров Валдес –40 м ниже мирового океана) - Географическое положение (вместе с Центральной Америкой составляет Латинскую Америку; самая широкая часть – 5° ю. ш., острова Огненная Земля отделены Магеллановым проливом)
- Океаны у берегов материка (материковая отмель узкая, Тихоокеанский берег обрывистый, сразу начинаются желоба; на севере Карибское море; влияние Тихого океана ограничено Андами; холодное Перуанское течение не приносит осадки – Атакама, раз в 10-12 лет образуется теплое течение Эль-Ниньо, которое на 18 месяцев преображает пустыню; гуано смывается ливнями в океан; в юго-западной части материка сухо из-за холодного течения Западных ветров; в Патогонии сухо из-за холодного Фолклендского течения)
- История открытия и исследования (Колумб в августе
1498 г . достиг реки Ориноко; совершил четыре экспедиции; из-за ошибки Колумба коренное население называют индейцами; Америго Веспуччи в1499 г открыл Венесуэлу, а в1501 г – Бразилию; Рио-де-Жанейро – «январская река»; Магеллан и Дрейк – проливы; Дрейк проплыл вдоль западных берегов и открыл остров Ванкувер в Северной Америке, далее отправился в Азию; Гумбольдт и Бонплан создали геологическую карту, описали течения в конце XVIII – XIX веков; Гумбольдт описал закономерность высотных поясов, написал 30-ти томный труд; Воейков – климат в1874 г ; Вавилов в 1932 – 33 гг. определил центры земледелия)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Серые лесные почвы характерны для (широколиственных лесов)
2. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
3. Компоненты географической оболочки связаны в единое целое за счёт (круговорота вещества и энергии)
4. Высота истока реки равна 226м над уровнем океана, в устье ниже уровня океана на 28м. Падение реки равно (
5. Буряты, киргизы, якуты относятся к расе (монголоидная)
6. Наука, изучающая состояние тропосферы (метеорология)
7. Причина прилива и отлива океана (притяжение Луны)
8.Антилопы, львы, бегемоты, гепарды водятся в зоне (саванн)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Предложить ученикам рассмотреть карту строения земной коры и сравнить ее с физической картой.
V.Объяснение новой темы.
1. Рельеф (горы Анды, равнины, Амазонская, Ла-Платская, Оринокская низменности, Гвианское и Бразильское плоскогорье, Патагония, равнины Гран-Чако, Маморе, Пантанал, межгорные плато – Пуна; саларес – соленые болота)
2. Полезные ископаемые (Железная руда, марганец, уран, никель, алмазы, золото, алюминиевое сырье, бокситы, нефть, газ, олово, свинец, цинк, серебро; оловянный пояс в Боливии –
VI.Усвоение новой темы.
1. Осадочные горные породы органического происхождения (мел, известняк, торф, каменный уголь)
2. Песчаник метаморфизировался в (кварцит)
3. Метаморфические породы (кварцит, гнейс, мрамор)
VII.Домашнее задание. § 38, на контурной карте обозначить полезные ископаемые и рельеф Южной Америки
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: По геологическому строению Южную Америку делят на две части: платформу, занимающую восточную часть, – область низменностей, и западную – горную область Анд. В соответствии с геологическим строением размещаются полезные ископаемые. На востоке – месторождения цветных металлов, в понижениях и на низменностях – нефть, газ, уголь. Анды богаты цветными металлами – медь, олово, серебро.