Цели урока: Познакомить учащихся с основными типами движения животных; показать эволюционное направление в изменении способов движения; сформировать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типов полостей тела животных.
Оборудование: Таблицы с изображением различных групп животных.
Ход урока
Актуализация знаний
Работа по карточкам.
В чем преимущества и недостатки наружного скелета?
Перечислить отделы позвоночника млекопитающих.
В чем различия осевого скелета высших и низших хордовых?
Перечислить части скелета передней конечности млекопитающих.
В чем различия в строении скелета земноводных и пресмыкающихся?
Перечислить части скелета задней конечности млекопитающих____________
Индивидуальный опрос:
Каковы особенности строения скелета птицы в связи с приспособленностью к полету?
Какие кости входят в пояс передних конечностей земноводных?
Какую роль играют органические и минеральные вещества в составе кости?
Расскажите о строении позвонка.
Изучение нового материала
Вариант 1. Мини-конференция, чтение докладов.
Движение — одно из основных свойств всех живых организмов. Движение может происходить как на уровне одной клетки, или отдельного органа, так и на уровне целого организма. Тип передвижения всего организма с одного места на другое называется локомоцией. Растениям свойственно передвиже-
ние на клеточном или органном уровне, в отличие от них, животным свойственно перемещение всего организма в поисках пищи, воды, благоприятных условий жизни. У большинства животных в процессе эволюции выработались сложные локомоторные системы, которые позволяют им успешно искать и добывать пищу, защищаться от врагов. Кроме того, перемещаясь, животные расселяются, осваивают новые местообитания, находят половых партнеров. Лишь некоторые животные приспособились к сидячему образу жизни, тем не менее, и у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью.
Далее учащимся предлагается выступить с докладами (каждый доклад должен быть рассчитан на 3—5 минут).
После всех докладов учитель делает вывод: способы передвижения животных постепенно усложнялись и эволюционировали вместе с животными.
Вариант 2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Пользуясь текстом § 38 и рисунками, ответить на следующие вопросы:
Каким животным свойственно амебоидное движение?
Каким клеткам многоклеточных животных свойственно амебоидное движение?
В чем сущность амебоидного движения?
Каким животным свойственно движение с помощью ресничек?
Каким животным свойственно движение с помощью жгутиков?
Каким клеткам многоклеточных животных свойственно движение с помощью ресничек и жгутиков?
В чем сущность движения с помощью ресничек и жгутиков?
Возможна работа по вариантам: 1 -й вариант работает со статьей «Амебоидное движение», а 2-й со статьей «Движение с помощью ресничек и жгутиков». Через 5—7 минут учащиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимную проверку.)
Рассказ учителя с элементами беседы
Движение многоклеточных.
Для многоклеточных животных характерно движение с помощью мышц. Мышцы образованы мышечной тканью, ее главная особенность — способность сокращаться, преобразуя химическую энергию в механическую. Сокращаясь, мышцы приводят в движение системы рычагов, составляющих части скелета. Благодаря координированной работе этих рычагов, животное перемещается.
Некоторые мышцы не участвуют в передвижении всего организма, но обеспечивают передвижение веществ внутри тела (сердечная мышца, гладкая мускулатура в стенках сосудов, мускулатура желудка и кишечника и т.д.)
Для кишечнополостных характерны различные способы передвижения. Например, пресноводная гидра может передвигаться «шагающими» движениями — изогнув тело и прикрепившись к субстрату щупальцами, она подтягивает подошву к переднему концу тела. Так же для гидры характерны «кувырки» — поочередное прикрепление к субстрату то щупальцами, то подошвой (рисунок 18, страница 28 учебника). Актинии медленно передвигаются за счет сокращения и расслабления подошвы. Для медуз характерно «реактивное» движение — они с силой выталкивают воду из-под купола.
Мускулатура плоских и кольчатых червей состоит из двух слоев мышц — продольного и поперечного. При сокращении поперечных мышц червь становится более узким и длинным , при сокращении продольных — толстым и коротким.
О Расскажите по рис. 153—154 о способах передвижения дождевого червя и пиявки.
Пепеляеиа
Какие дополнительные приспособления на поверхности тела существуют у дождевого червя?
Круглые черви могут только изгибаться, так как их мускулатура образована только одним продольным слоем мышц. Поочередно сокращая мышцы, червь может передвигаться волнообразными движениями.
Орган передвижения большинства моллюсков — мускулистая нога (особый вырост брюшной стенки). У брюхоногого моллюска, ползущего по стекл- у, хорошо видны волнообразные сокращения мышц. Головоногие моллюски освоили реактивный способ передвижения. Они набирают воду в мантийную полость, а затем с силой выталкивают ее наружу.
У членистоногих пучки мышц крепятся к прочному хитиновому покрову тела, у позвоночных животных – к костям скелета. Благодаря этому они способны сокращаться с высокой скоростью. Поскольку мышцы способны развивать силу только при сокращении (т.е. только тянуть, а не толкать), для полноценных движений необходимы две мышцы. Такие пары мышц называют мышцами — антагонистами.
Как передвигаются ракообразные в толще воды и по грунту?
Какие части тела они для этого используют?
Какие способы локомоции характерны для насекомых?
За счет каких мышц происходит движение рыб?
Какие способы локомоции характерны для млекопитающих в различных средах жизни?
Полости тела.
У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела – целом. Это пространство между стенками тела и внутренними органами животного. Часто это пространство заполнено жидкостью и выполняет следующие функции:
Является гидростатическим скелетом (поддерживает форму тела).
& Позволяет пищеварительному тракту и стенкам тела функционировать независимо друг от друга.
& Обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов обмена.
& Временно может накапливать продукты обмена и избыток жидкости.
& Участвует в осморегуляторных процессах в организме.