Урок 41. Способы передвижения животных. Полости тела

0
352
информатика

Цели урока: Познакомить учащихся с основными типами движения живот­ных; показать эволюционное направление в изменении способов движения; сформировать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюци­онном направлении в изменении типов полостей тела животных.

Оборудование: Таблицы с изображением различных групп животных.

Ход урока

Актуализация знаний

Работа по карточкам.

В чем преимущества и недостатки наружного скелета?

Перечислить отделы позвоночника млекопитающих.

В чем различия осевого скелета высших и низших хордовых?

Перечислить части скелета передней конечности млекопитающих.

В чем различия в строении скелета земноводных и пресмыкающихся?

Перечислить части скелета задней конечности млекопитающих____________

Индивидуальный опрос:

Каковы особенности строения скелета птицы в связи с приспособлен­ностью к полету?

Какие кости входят в пояс передних конечностей земноводных?

Какую роль играют органические и минеральные вещества в составе кости?

Расскажите о строении позвонка.

Изучение нового материала

Вариант 1. Мини-конференция, чтение докладов.

Движение — одно из основных свойств всех живых организмов. Движение может происходить как на уровне одной клетки, или отдельного органа, так и на уровне целого организма. Тип передвижения всего организма с одного места на другое называется локомоцией. Растениям свойственно передвиже-

ние на клеточном или органном уровне, в отличие от них, животным свойст­венно перемещение всего организма в поисках пищи, воды, благоприятных условий жизни. У большинства животных в процессе эволюции выработались сложные локомоторные системы, которые позволяют им успешно искать и добывать пищу, защищаться от врагов. Кроме того, перемещаясь, животные расселяются, осваивают новые местообитания, находят половых партнеров. Лишь некоторые животные приспособились к сидячему образу жизни, тем не менее, и у них отдельные части тела отличаются большой подвижностью.

Далее учащимся предлагается выступить с докладами (каждый доклад дол­жен быть рассчитан на 3—5 минут).

После всех докладов учитель делает вывод: способы передвижения живот­ных постепенно усложнялись и эволюционировали вместе с животными.

Вариант 2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом § 38 и рисунками, ответить на следующие вопросы:

Каким животным свойственно амебоидное движение?

Каким клеткам многоклеточных животных свойственно амебоидное движение?

В чем сущность амебоидного движения?

Каким животным свойственно движение с помощью ресничек?

Каким животным свойственно движение с помощью жгутиков?

Каким клеткам многоклеточных животных свойственно движение с по­мощью ресничек и жгутиков?

В чем сущность движения с помощью ресничек и жгутиков?

Возможна работа по вариантам: 1 -й вариант работает со статьей «Амебоид­ное движение», а 2-й со статьей «Движение с помощью ресничек и жгутиков». Через 5—7 минут учащиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимную проверку.)

Рассказ учителя с элементами беседы

Движение многоклеточных.

Для многоклеточных животных характерно движение с помощью мышц. Мышцы образованы мышечной тканью, ее главная особенность — способ­ность сокращаться, преобразуя химическую энергию в механическую. Сокра­щаясь, мышцы приводят в движение системы рычагов, составляющих части скелета. Благодаря координированной работе этих рычагов, животное перемещается.

Некоторые мышцы не участвуют в передвижении всего организма, но обес­печивают передвижение веществ внутри тела (сердечная мышца, гладкая муск­улатура в стенках сосудов, мускулатура желудка и кишечника и т.д.)

Для кишечнополостных характерны различные способы передвижения. Например, пресноводная гидра может передвигаться «шагающими» движе­ниями — изогнув тело и прикрепившись к субстрату щупальцами, она подтя­гивает подошву к переднему концу тела. Так же для гидры характерны «кувырки» — поочередное прикрепление к субстрату то щупальцами, то по­дошвой (рисунок 18, страница 28 учебника). Актинии медленно передвигают­ся за счет сокращения и расслабления подошвы. Для медуз характерно «реактивное» движение — они с силой выталкивают воду из-под купола.

Мускулатура плоских и кольчатых червей состоит из двух слоев мышц — продольного и поперечного. При сокращении поперечных мышц червь ста­новится более узким и длинным , при сокращении продольных — толстым и коротким.

О Расскажите по рис. 153—154 о способах передвижения дождевого червя и пиявки.

Пепеляеиа

Какие дополнительные приспособления на поверхности тела существу­ют у дождевого червя?

Круглые черви могут только изгибаться, так как их мускулатура образована только одним продольным слоем мышц. Поочередно сокращая мышцы, червь может передвигаться волнообразными движениями.

Орган передвижения большинства моллюсков — мускулистая нога (осо­бый вырост брюшной стенки). У брюхоногого моллюска, ползущего по стекл- у, хорошо видны волнообразные сокращения мышц. Головоногие моллюски освоили реактивный способ передвижения. Они набирают воду в мантийную полость, а затем с силой выталкивают ее наружу.

У членистоногих пучки мышц крепятся к прочному хитиновому покрову тела, у позвоночных животных – к костям скелета. Благодаря этому они спо­собны сокращаться с высокой скоростью. Поскольку мышцы способны раз­вивать силу только при сокращении (т.е. только тянуть, а не толкать), для полноценных движений необходимы две мышцы. Такие пары мышц называют мышцами — антагонистами.

Как передвигаются ракообразные в толще воды и по грунту?

Какие части тела они для этого используют?

Какие способы локомоции характерны для насекомых?

За счет каких мышц происходит движение рыб?

Какие способы локомоции характерны для млекопитающих в различ­ных средах жизни?

Полости тела.

У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела – це­лом. Это пространство между стенками тела и внутренними органами живот­ного. Часто это пространство заполнено жидкостью и выполняет следующие функции:

Является гидростатическим скелетом (поддерживает форму тела).

& Позволяет пищеварительному тракту и стенкам тела функционировать независимо друг от друга.

& Обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов обмена.

& Временно может накапливать продукты обмена и избыток жидкости.

& Участвует в осморегуляторных процессах в организме.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь