Цели: систематизация и закрепление знаний, умений и навыков учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; подготовить учащихся к контрольной работе: воспитывать у учащихся навыки учебного труда; формировать ответственность за конечный результат, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Найдите значение выражения:
2. Девочка моет 6 тарелок за то же время, что и 8 чашек. Что она моет быстрее: тарелку или чашку? (Чашку.)
3. 102. Что нужно сделать, чтобы получилось 100? (102.)
4. Сколько среди первых 1000 натуральных чисел таких, которые:
а) делятся на 3? (1000 : 3 = 333.)
б) делятся на 5? (1000 : 5 = 200.)
в) делятся на 3 и на 5? (1000 : 15 = 66.)
г) делятся или на 3 или на 5? (200 + 333 — 66 = 467.)
5. На одной чаше весов большой арбуз, на другой – гиря в 5 кг и маленький арбуз. На сколько масса большого арбуза больше, чем масса маленького? (На 2 кг.)
III. Индивидуальная работа
Предложить карточки учащимся, которые получили неудовлетворительные оценки за самостоятельную работу, можно пользоваться помощью учеников-консультантов или записями в тетради.
1 карточка (для слабых учащихся)
1. Найдите значение выражений:
2. Решите уравнение:
3. От куска ленты длиной 8 м отрезали Сколько метров ленты осталось?
2 карточка
1. Найдите значение выражений:
2. Решите уравнение:
3. Из картофеля магазин продал Сколько тонн картофеля осталось?
3 карточка (для более подготовленных ребят)
1. Найдите значение выражений:
2. Решите уравнение:
3. Найдите периметр треугольника MNL, если
4 карточка (для более подготовленных ребят)
1. Найдите значение выражений:
2. Решите уравнение:
3. В одном ящике яблок, что на больше, чем в другом ящике. Сколько килограммов яблок в двух ящиках?
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы будем готовиться к контрольной работе по теме « Сложение и вычитание смешанных чисел».
V. Физкультминутка
VI. Работа над задачей
№ 398 стр. 64 (после разбора самостоятельно).
— Что значит каждый час расстояние между ними уменьшалось на ? (Скорость сближения км/ч.)
— Как найти скорость Феди, если известна скорость сближения и скорость Васи? (Из скорости сближения вычесть скорость Васи.)
Решение:
– скорость Феди.
(Ответ: 4,9 км/ч.)
VII. Закрепление изученного материала
1. № 378 (д—з) стр. 61—62 (на обратной стороне доски и в тетрадях, самопроверка).
(Ответ: )
2. № 380 (е) стр. 62 (самостоятельно, взаимопроверка, обсуждение мнений в парах).
(Ответ: )
VIII. Повторение изученного материала
1. № 405 стр. 65 (самостоятельно, устная проверка).
Решение:
5 ч 15 мин + 1 ч 37 мин = 6 ч 52 мин — на полет и посадку.
10 ч 40 мин + 6 ч 17 мин = 17 ч 32 мин
(Ответ: самолет вернулся на аэродром в 17 ч 32 мин.)
2. Что значит разложить число на взаимно простые множители? Разложите числа на два взаимно простых множителя: 48 и 36.
IX. Самостоятельная работа (10—15 мин)
Вариант I
1. Доску разрезали на 3 части. Длина первой части Она короче второй части на 17/20 м и длиннее третьей части на 13/20 м. Найдите длину всей доски.
2. Выполните действия:
3. Найдите значение выражения:
4. Докажите, что дробь сократима.
Вариант II
1. Молоко разлили в три бидона. В первый налили что на меньше, чем во второй бидон, и на 17/20 л больше, чем в третий бидон. Сколько литров молока налили в эти три бидона?
2. Выполните действия:
3. Найдите значение выражения:
4. Докажите, что при любом значении а дробь сократима.
X. Подведение итогов урока
— Расскажите алгоритм сложения смешанных чисел.
— Расскажите алгоритм вычитания смешанных чисел.
— Сформулируйте переместительное и сочетательное свойства сложения чисел.
— Сформулируйте свойства вычитания, используемые при вычитании смешанных чисел.
Домашнее задание
№ 417 (в, г), 424, 422 (б), 426 (г) стр. 67; № 296 (2) стр. 48.