Величие человека состоит из его способности к действию и из правильного приложения сил к тому, что надлежит сделать.
Ф. Дуглас
Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать навыки работы с обучающими текстами, умение аргументировать свой выбор; воспитывать нравственные качества учащихся.
6 Т.П. Бегенеева
Ход урока
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
I. Организационный момент
Учитель напоминает правила проведения дискуссии. Он также обращает внимание на эпиграф к уроку и подчеркивает, что к концу учебного занятия нужно аргументированно ответить, согласны ли вы с мнением Фредерика Дугласа, американского аболициониста, революционного демократа, публициста.
II. Проверка домашнего задания
Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.
Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.
III. Изучение нового материала
Изучение нового материала может быть организовано через работу с текстами. После истечения определенного на изучение текста времени предлагается обсуждение. Выводы записываются в тетрадь.
Текст 1
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.
Н. Заболоцкий
Примечание. Портал – главный вход большого здания. Сычуг -часть коровьего или свиного желудка, которая перед употреблением в пищу предварительно вымачивается.
1. Какую классификацию лиц дает Н. Заболоцкий?
2. Что лежит в основе этой классификации?
3. Можно ли доверять своему первому впечатлению о человеке?
4. Насколько можно доверять мнению других?
Текст 2
Из дневника JI.H. Толстого
Вечная тревога, труд, борьба, лишения – это необходимые условия, из которых не должен выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем… Мне смешно вспомнить, какядумывал, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно!.. Чтобы жить честно, надорваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.
Из письма А.П. Чехова брату Николаю
1. Воспитанные люди уважают свою личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…
2. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
3. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь для слушателя оскорбительна и опошляет его в глазах говорящего… Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают…
4. Они не унижают себя с целью, чтобы вызвать сочувствие…
5. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в топпе, подальше от выставки…
6. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем… суетой.
7. Чтобы воспитаться, недостаточно вызубрить монолог Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение… воля. Тут дорог каждый час.
В чем смысл жизни?
«В чем смысл жизни?» – такую записку вдруг получил я, выступая во Дворце молодежи на Петроградской стороне, на вечере, организованном ленинградским телевидением.
Вопрос труднейший, глобальный. Может быть, самый главный и мучительный из всех вопросов, над которыми веками бились лучшие умы человечества. Можно ли ответить на него в нескольких словах да еще импровизованно? Не лучше ли отмолчаться или отшутиться? Нет. Мне кажется, любой из нас в любую минуту своей жизни должен быть готов в меру своих сил ответить на этот вопрос. Сегодня я отвечаю на него так: природа создавала человека миллионы лет, давайте же уважать эту работу. Проживем жизнь с достоинством, поддерживая все созидательное и противостоя всему разрушительному, что есть в жизни! Это, разумеется, не полный ответ, но, во всяком случае, приближение к нему…
А способность человека найти необходимую простую и ясную формулировку – один из критериев подлинной интеллигентности… Для меня интеллигентность – это повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм. Я убежден, что национальное в его лучших проявлениях сохранится всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси…
И еще качество подлинного интеллигента: его жизнь осмысленна. Над смыслом ее он задумывается всю жизнь, не считая, что ответ найден раз и навсегда.
Д.С. Лихачев
1. Какие нравственные стержни в человеке выделяют авторы?
2. Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? В процессе обсуждения текстов важно подвести учащихся
к выводу о том, что нравственность неотделима от морали; в нравственной личности сочетаются разумное и чувственное начала; конкретные моральные установки определяются требованиями конкретного общества; существуют общие моральные правила, которые следует выполнять.
IV. Закрепление изученного материала
Учащиеся выполняют задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).
Домашнее задание
1. § 13, проблема, парадокс, с. 110 (Кравченко).
2. § 31 (Боголюбов).
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.
Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.
III. Изучение нового материала
План
1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние.
2. Моральные нормы и их функции в обществе.
3. Особенности морального познания.
1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 103-104 (Кравченко)).
2. Моральные нормы и их функции в обществе
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 105-106 (Кравченко)). Затем предлагается выполнить задания 2 и 3, с. 110 (Кравченко).
Завершая проверку материала, учитель должен выделить главную функцию морали: регулятор общественных отношений, условие успешной социализации личности.
3. Особенности морального познания
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 107-109 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:
– Что такое неэкспериментируемость и почему это одна из главных характеристик морального познания?
– Что такое парадокс моральной оценки? Приведите примеры.
– Что такое парадокс морального поведения? Приведите примеры.
Завершая проверку материала, учитель предлагает обсудить проблему: права ли народная мудрость «Умный учится на чужих ошибках, только дурак учится на своих»?
IV. Закрепление изученного материала
Вопросы морали с древнейших времен были предметом размышлений множества философов, ученых деятелей искусства, писателей и просто людей с неспокойной совестью.
Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1882) – американский философ и поэт, крупнейший американский романтик. Высшей святыней он провозглашал неповторимость духовного мира человека. Эмерсон утверждал: «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной… Нравственность – это направление воли на цели всеобщие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели».
– Сформулируйте проблему, выраженную в афористической форме.
– Подробно разъясните мысль автора.
– Приведите примеры из литературы, истории, повседневной жизни для аргументации своего ответа.
Домашнее задание
1. § 13, задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).
2. С. 373-374 (Боголюбов).