Цели: познакомить учащихся с талантливым русским писателем, создателем интересных картин русской жизни; воспитывать патриотические чувства.
Ход урока
I. Чтение статьи о писателе.
II. Работа над статьей «Происхождение моих рассказов».
Рассказ «Косцы» был опубликован в Берлине в альманахе «Медный всадник».
Большую часть жизни писатель провел в эмиграции в Париже, но все это время в его душе жили воспоминания о любимой России, ее просторах, песнях простых людей… Рассказ пронизан восхищением автора каждым движением крестьян, каждым звуком, раздававшимся в лесу. В воспоминаниях Бунина все еще свежи запечатлевшиеся в памяти эпизоды жизни: как шли они по лесной дороге, а недалеко от нее косцы косили и пели. Кругом лес, глушь, тишина, зной, медвяные ароматы, шелест березовых веток, пение летнего властелина леса – соловья…
Возможно ли все это вычеркнуть из памяти, забыть на чужбине? Никогда!
Постоянная жизнь в деревне, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатила Бунина знанием русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.
III. Чтение учителем текста рассказа.
Беседа по прочитанному.
Вопросы:
1. Почему Бунин вспоминает о родине, ее песнях, сказках?
2. Кто такие косцы?
3. Чем они смогли вызвать восхищение Бунина?
4. В чем была «дивная прелесть», «очарование» песен косцов?
5. Можно ли сказать, что рассказ «Косцы» является продолжением ряда произведений о природе и родине?
Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы учебника, данные после произведения.
2. Сочинить свой рассказ, начав его фразой: «Мне понравилось описание природы в рассказе И. А. Бунина «Косцы».