Урок 40
Тема: ударение. произношение и обозначение на
письме ударных и безударных гласных
Цели: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных гласных в слове.
Выполнение упражнения 85, с. 109.
– Образуют ли буквосочетания слог? Почему?
– Разделите слова для переноса.
– Какое правило переноса вы применили?
II. Актуализация опорных знаний.
– Однажды с учеником первого класса произошел такой случай.
(Учитель зачитывает миниатюру.)
Мальчик заболел.
– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Он взял бутылочку с лекарством и прочитал: «Три раза в день по одной чайной ложке. После приема пищи?». И запищал.
Вбежала мама.
– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
– А я лекарство принял. А здесь написано: «После приема пищи?».
– Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел.
– Какую ошибку совершил мальчик?
– Как нужно было прочитать инструкцию?
III. Формирование новых знаний.
– Вспомните, что такое ударение.
Выполнение упражнения 86, с. 109 (по заданию).
– Прочтите сообщение Грамматика.
– Как на письме обозначить ударный звук?
Ударный звук, ударный звук,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
Мы в слове звук ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
(Нормы литературного произношения.)
На доске: алфави??т, воро?та, звони?т, кварта?л.
* Дети читают слова. Учитель закрывает их. Кто не сделает ошибок в произношении этих слов, тот получает жетон.
V. Отработка умения ставить ударение в словах.
Выполнение упражнения 87, с. 110.
1. Выполнение упражнения 88, с. 110 (по заданию).
– От чего зависит смысл этих слов?
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный звук…
… И сразу же исчез огромный за?мок,
А появился маленький замо?к…
– Попробуйте сами правильно расставить ударения.
На доске:
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосет Аленушка ири?с,
А вышивает и?рис.
2. Самостоятельная работа.
– А теперь такое же задание выполните самостоятельно в группах (по 4–5 человек).
Учитель раздает заготовки.
Карточка 1 Пересохла глина, Рассердилась Нина: – Не мука, а мука, Поварам наука. |
Карточка 2 От удивленья ахнул кок И почесал затылок: Капустный бросился вилок Вскачь от ножей и вилок. |
Карточка 3 Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окуни, Не бойся, это окуни. |
Карточка 4 Было ясно И светло. Солнце село За село, День с собою Увело. |
Карточка 5
За окном
Метель мела,
Снег несла,
В трубе гудела.
Стало все
Белее мела.
Проверка.
3. Выполнение упражнения 89, с. 111 (по заданию).
– Что такое ударение?
– Может ли смысл слова зависеть от ударения? Приведите примеры таких слов.
Домашнее задание: устно упражнение 90, с. 111.