Урок 40. Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте
Цели: закрепить навыки правописания страдательных причас тий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; показать значение и роль кратких страдательных причастий в тексте, закрепить пунктуационные навыки, развивать навыки монологической речи, навыки анализа текста.
Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения: Эта глухая деревня тиха и заброшенна. Комментарий: однородные сказуемые выражены краткими при лагательными, поэтому пишется столько н, сколько их в полных.
II . Проверка домашнего задания
1. Рассказать о правописании одной и двух н в суффиксах крат ких страдательных причастий и прилагательных.
2. Упражнение 124: чтение и обсуждение нескольких твор ческих работ; комментирование правописания полных и кратких страдательных причастий.
III . Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте
Упражнение 128: чтение текста, выполнение заданий. Комментарий. Тип текста – описание. Стиль текста – художественный. Средства связи предложений:
1-е со 2-м: цепная связь, повторение слов {стол – стола); 2-е с 3-м: параллельная связь;
3-е с 4-м: цепная связь, местоимение {окошками – из них). Дополнительные вопросы:
– Какова роль страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных в тексте? (Страдательные причастия прошедшего времени являются в определениями: оборванной, изрезанные. Встречаются отглагольные прилагательные – определения: пе рочинными (слово образовано соединением слов перо и чинить); некрашеных, стриженая, плетёный.
Краткие страдательные причастия прошедшего времени (за нята, видна) и краткие прилагательные (знакомы) – являются ска зуемыми.
– Какое значение имеют страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени обозначают признаки предметов по действию в прошлом, придают описанию образность, конкретность. То же от носится к отглагольным прилагательным.) После разбора и ответов на вопросы – комментированное пись мо текста упражнения.
IV. Творческая работа
Устные рассказы по фотографиям, принесённым из дома: описание человека по фотографии (упражнение 129).
Словарная работа.
Придумать предложения с одним из слов, помещенных в рам ке на с. 62: представить, вообразить, увидеть. Значение слова должно быть таким, чтобы его можно было заменить оставшимися
словами-синонимами.
3. Выполнение творческой работы.
Примечание: желательно использовать в тексте причастия, подчеркнуть их как члены предложения.
Домашнее задание
1- §22.
2. Подготовка к изложению (упражнение 130).