Урок 40. Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте

0
524
текстуры

Урок 40. Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте

Цели: закрепить навыки правописания страдательных причас­ тий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; показать значение и роль кратких страдательных причастий в тексте, закре­пить пунктуационные навыки, развивать навыки монологической речи, навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения: Эта глухая деревня тиха и заброшенна. Комментарий: однородные сказуемые выражены краткими при­ лагательными, поэтому пишется столько н, сколько их в полных.

II . Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании одной и двух н в суффиксах крат ких страдательных причастий и прилагательных.

2. Упражнение 124: чтение и обсуждение нескольких твор­ ческих работ; комментирование правописания полных и кратких страдательных причастий.

III . Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте

Упражнение 128: чтение текста, выполнение заданий. Комментарий. Тип текста – описание. Стиль текста – худо­жественный. Средства связи предложений:

1-е со 2-м: цепная связь, повторение слов {стол – стола); 2-е с 3-м: параллельная связь;

3-е с 4-м: цепная связь, местоимение {окошками – из них). Дополнительные вопросы:

– Какова роль страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных в тексте? (Страдательные причастия прошедшего времени являются в определениями: оборванной, изрезанные. Встречаются отглагольные прилагательные – определения: пе­ рочинными (слово образовано соединением слов перо и чинить); некрашеных, стриженая, плетёный.

Краткие страдательные причастия прошедшего времени (за­ нята, видна) и краткие прилагательные (знакомы) – являются ска­ зуемыми.

– Какое значение имеют страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени обозначают признаки предметов по действию в прошлом, придают описанию образность, конкретность. То же от­ носится к отглагольным прилагательным.) После разбора и ответов на вопросы – комментированное пись­ мо текста упражнения.

IV. Творческая работа

Устные рассказы по фотографиям, принесённым из дома: описание человека по фотографии (упражнение 129).

Словарная работа.

Придумать предложения с одним из слов, помещенных в рам­ ке на с. 62: представить, вообразить, увидеть. Значение слова должно быть таким, чтобы его можно было заменить оставшимися
словами-синонимами.

3. Выполнение творческой работы.

Примечание: желательно использовать в тексте причастия, подчеркнуть их как члены предложения.

Домашнее задание

1- §22.

2. Подготовка к изложению (упражнение 130).