Цель урока: 1) Познакомить учащихся с особенностями географического положения материков Южного полушария; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать умение работать в группах.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Физическая карта Южной Америки. 3. Политическая карта мира.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Канада (2 место по площади – 9,97 млн. км²; столица – Оттава; в арктических пустынях и тундре – овцебык, карибу; эскимосы занимаются оленеводством, промыслом морских животных, охотой, рыболовством; в умеренном поясе – первое место по количеству озер; деревья – голубая ель, лиственница, сосна, клены, лесозаготовки, переработка древесины; пушные звери – соболь, хорек, горностай, барибал, рысь, койот; ведущее место по экспорту зерна; на западе Канады горы Макензи, Береговой хребет, Скалистые горы; полезные ископаемые – никель, золото, уран, медь, железо, нефть, газ; ГЭС; «Канада» в переводе – «община», «поселение»; два государственных языка; 31 национальный парк – Вуд Баффало, Джаспер, Глейшер, Фанди и другие)
2. Страны Центральной Америки (Мексика, Гватемала, Белиз, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рика, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская Республика, Ямайка и др.)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. На планах местности зелёным цветом окрашены (леса)
2. Основные причины расселения человека (благоприятные природные условия)
3. Площадь Тихого океана (180 млн. кв. км)
4. Когда на Гринвичском меридиане полдень, на долготе 180° (полночь)
5. Человек создал новые природные комплексы (поля, сады, огороды, парки)
6. Тематической картой является карта (тектоническая)
7. Неровности дна океанов и морей изображаются на картах (изобатами)
8. Наибольшее значение для жизни на Земле имеет (тропосфера)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какова особенность географического положения материков южного полушария? В чем наблюдается сходство? Различие?
V.Объяснение новой темы.
- Географическое положение материков южного полушария (материк Гондвана раскололся на Южно-Американскую, Африкано-Аравийскую, Индостанскую, Австралийско-Антарктическую плиты, открылось дно Атлантического и Индийского океанов, позже Африкано-Аравийская и Индостанская плиты присоединились к Евразии, а Южно-Американская через Панамский перешеек – к Северной Америке; сходства – на большей части Южной Америки, Африки и Австралии – высокие температуры в течение всего года, самые широкие участки материков – в субэкваториальных и тропических широтах, пересекаются тропическим кругом; различия – Австралия – самый сухой и жаркий, Антарктида – самый холодный материк (на территории южного полярного круга, толщина льда
4000 м ); экватор пересекает Африку посередине, а Южную Америку – в северном полушарии; в Африки климатические пояса повторяются два раза; в Африке – самая большая пустыня; особенности географического положения материков формируют различные природные условия – от вечной зимы Антарктиды до вечного лета других материков) - Рельеф (преобладают равнины, соответствующие древним гондванским платформам, на которых выступают кристаллические породы щитов (остаточные плоскогорья; на выровненных впадинах – плоские равнины; горные системы на побережье – Анды, Атласские горы, Большой водораздельный хребет; в местах столкновения плит вулканические пояса, глубинные разломы – разъединилась Аравия и Африка, образовалось Красное море, полоса разломов заполнена Африканскими озерами; побережья мало расчлененные, мало заливов; доказательство единства материков в прошлом – живой мир)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с картой и учебником
VII.Домашнее задание. § 36
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Все материки южного полушария принадлежат древнему материку Гондване. Поэтому, несмотря на различия в географическом положении материков в настоящее время, их природные условия имеют много общего.