Урок 40 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
Цели: познакомить со сказками, с определением сатиры; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; подвести к критике покорности русского мужика.
Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся по вопросам 1–8 (выборочно).
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Чтение эпиграфа к теме (с. 261 в учебнике).
«В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя», – писал Н. Г. Чернышевский.
Рассматривание портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина.
– Какой острый, холодный, даже суровый взгляд! Почему?
Обратимся к биографии писателя. Какие впечатления детства отразились в его произведениях?
2. Работа со статьей учебника (с. 261–262).
– В какой обстановке прошли детские годы писателя? (М. Е. Салтыков-Щедрин не любил вспоминать детство, скопидомство матери, ее жестокость и наказания. Со страхом он вспоминал последние годы крепостного права (оно отменено в 1861 г.), которое порождало бесправие всех слоев общества, изворотливость и лукавство, страх ежечасно быть униженным, раздавленным.)
Прочитать по учебнику о годах учебы, службы, ссылки. (Писатель был справедлив, мечтал о социальном равенстве.) Сказка «Карась-идеалист».
3. Словарная работа.
Дать определение иносказания, сатиры (Ii ч., с. 297). (Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.)
Эзопов язык – особый вид письма, иносказание. Сарказм – язвительная насмешка, ирония, едкое и насмешливое замечание.
– Почему Салтыков стал Щедриным.
Учебник, I ч., с. 263 (2-й вопрос).
4. Комментированное чтение учителя (с. 263–273).
Домашнее задание: сказку дочитать, подумать, против каких пороков общества она направлена.