Урок 40. Этическая основа культуры

0
1655
математика

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания.

Сюнь-цзы

Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать умение самостоятельно получать, систематизировать, анализировать информацию из различных источников; воспитывать духовность, сознательное стремление к самосовершенствованию.

Ход урока

I.    Организационный момент

II.    Изучение нового материала

План

1.    Этическая основа культуры.

2.    Ценности как стержень культуры.

1. Этическая основа культуры

Учитель объясняет, что этической основой культуры являются мораль, этика, нравственность. Объяснение материала можно построить в форме беседы, по ходу которой учащиеся делают записи в тетрадях.

1.    Сравнение права и морали, соотношение норм права и обычаев, религиозных и корпоративных норм рассматриваются с точки зрения их сходства, различия и взаимодействия.

2.    Сходство права и морали:

•    нормативность;

•    универсальность;

•    общность.

3.    Различия:

•    по происхождению;

•    по форме выражения;

•    по степени детализации;

•    по способу охраны от нарушений.

4.    Взаимодействие:

•    при создании норм права учитываются и нормы морали;

•    они одновременно реализуются;

•    нормы морали играют большую роль в индивидуализации наказания;

•    нарушение норм права вызывает осуждение и с точки зрения морали.

5.    Соотношение норм права и обычаев:

•    сходство – они регулируют определенный круг общественных отношений и поведения людей;

•    различие – право регулирует значительно большую часть общественных отношений;

•    взаимодействие – положительные обычаи могут быть даже источником права (обычное право), противоречащие законам обычаи квалифицируются как правонарушения.

6.    Соотношение права и религиозных норм:

•    сходство – нормативность, универсальность, общность;

•    различие связано со светским характером государства, свободой совести, сужена сфера действия религиозных норм;

•    взаимодействие – право устанавливает границы действия религиозных норм, значительно влияние религии в странах мусульманского Востока, где религия является государственной религией.

7.    Соотношение права и корпоративных норм:

•    сходство – правила поведения закреплены в специальных актах;

•    различия – нормы права устанавливаются и охраняются государством, корпоративные нормы принимаются общественными организациями и обеспечиваются силой общественного мнения, нормы права первичны;

•    корпоративные нормы регулируют общие вопросы деятельности соответствующих общественных организаций.

2. Ценности как стержень культуры

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 98-99 (Кравченко)) и отвечают на вопросы.

–    Что такое ценности?

–    Какие ценности выделяет наука?

Организуется дискуссия: «Свобода – это есть осознанная необходимость».

Подводя итоги дискуссии, учитель обязан подчеркнуть, что абсолютной свободы нет. Свобода имеет смысл только для людей, которые умеют делать выбор между «хочу» и «можно» и отвечать за него. В заключение учитель сообщает учащимся золотое правило нравственности: всегда относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

III. Закрепление изученного материала

–    Перечислите виды культуры и приведите соответствующие примеры.

–    Чем отличается материальная культура от духовной?

–    Что общего между материальной и духовной культурой?

–    Какие противоречия можно выделить в развитии культуры?

–    Какие ценности являются стержнем культуры?

–    В чем заключается гуманистическая направленность культуры?

–    Что является этической основой культуры?

(Для закрепления материала проводится терминологический диктант.

Культура, материальная культура, духовная культура, ценности, фундаментальные ценности, мораль, этика, нравственность.

Можно предложить учащимся фронтальную работу с текстом.)

1.    Прочитайте текст и определите его главные идеи.

2.    Какие ценности являются жизненно важными для человека в трагических обстоятельствах?

Я видел столько страшного, что теперь не боюсь уже ничего (Соловецкие страницы академика Д.С. Лихачева).

То, что печатается в этой книге, не принадлежит только прошлому, хотя и написано в цветущей молодости, которую я провел в трудовом исправительном лагере на Соловках. Научная работа, которую, как оказалось, можно вести даже на нарах «общих работ» в Соловецком лагере, поддерживала меня всю жизнь. Думаю, что публикуемые работы представляют интерес и для читателей: во всяком случае, своим подходом и обобщениями. Смею надеяться, что работы мои в каком-то отношении оригинальны и дадут пищу для размышлений. Эту книгу посвящаю моим друзьям, погибшим на Соловках, в эпоху репрессий и блокады Ленинграда.

Таким предисловием открывает академик Дмитрий Сергеевич Лихачев свою новую книгу. Впрочем, «новую» лишь условно, лишь в том смысле, что составляющие ее произведения впервые собраны под одной обложкой. А иные и вовсе печатаются впервые. (Речь идет о книге: Дмитрий Лихачев. Статьи ранних лет. – Тверь: Тверское отделение культуры, 1993.)

Без сомнения, эта книга будет стоять особняком в творчестве известного ученого и писателя. Те, кто читал другие его работы, слышал его выступления по телевидению, его безупречную, интеллигентную русскую речь, едва могли представить себе в его устах такие, например, слова, как «фраер», «шпалер», «кнацер», «форсы», «хурдачить», «блатыканный», и другие элементы воровской речи прошлых лет. Или такую, например, фразу: «За кого ж ты меня, курва, кнацаешь?» Едва ли можно было предполагать, что он знает толк в картежных играх тогдашней шпаны, даже в методике шулерского плутовства: «Если колода новая, рубашку карты, которую подрезают, натирают до блеска, и при подрезке, когда колода снимается, на рубашке получается смутное отражение нижней карты…» «Я следил за игрой в карты и изучал эту игру, – вспоминает ученый. – Сам я никогда не играл…». Его первая опубликованная научная статья так и называлась: «Картежные игры уголовников». И была написана в Соловецком лагере особого назначения.

Для настоящего ученого, исследователя по призванию, а не по должности любой жизненный материал становится материалом изучения -была бы к тому хоть малейшая возможность. Недаром, кстати, тюрьма на воровском языке называлась, оказывается, «академией». Упоминается в книге и еще одна «академия» – «Космическая Академия наук», невинный, в сущности, студенческий кружок, за участие в котором юный филолог был в 1928 г. арестован и получил срок. Еще бы: там, на заседании этого кружка, он сделал полушуточный доклад о преимуществах старой орфографии с «ятем» и «фитой» перед новой «сатанинской».

Позднее ученый «примирился» с новой орфографией, по ее правилам написаны все его труды, принесшие ему мировую известность, но тот давний доклад печатается в книге «Статьи ранних лет» так, как он был когда-то написан – по-старому, являя собой образец блестящей и утонченной игры изощренного интеллекта.

И совершенно по-особому читается эта юношеская статья в соседстве с подлинными «Соловецкими записями» (1928-1930) и более поздним, созданным уже по памяти очерком «Соловки. Записки». То и другое – предельно лаконично, даже суховато. И выше всякого предела насыщено уникальным жизненным материалом. Один за другим проходят перед читателем соловчане. «Замечательный молодой философ» Бардыгин (купеческий сын, потому, видимо, и «загремевший» на Соловки), Александр Иванович Мельников, делопроизводитель адмчасти, бывший флаг-офицер Керенского. Мулла – кабардинец, трогательно друживший с православным священником отцом Александром. Китайский врач-травник, «самый знаменитый человек Сибири», по утверждению «знающих людей». Бородатый кладовщик-толстовец. «Авантюрист и сумасшедший» Комчебек-Возяцкий, первая часть двойной фамилии которого звучит как одна из модных в то время бюрократических аббревиатур. Безымянный «санитар-эстонец в шляпе»… Это лишь несколько далеко не главных фигур из тогдашнего Соловецкого Вавилона, где русский мат и воровское арго мешались с английской, французской и латинской речью «гигантского муравейника», где плотность «населения» была больше, чем в Бельгии, – «между зданиями трудно было даже протолкаться». Потрясающие детали быта – если это можно назвать бытом: «Под нарами жили “вшивки”, подростки, проигравшие с себя всю одежду. Они переходили на “нелегальное положение” -не выходили на поверки, не получали еду, жили под нарами, чтобы их, голых, не выгоняли на мороз, на физическую работу. Об их существовании знали. Просто вымаривали, не давая ни пайков хлеба, ни супа, ни каши. Жили, пока жили! А потом, мертвыми, их выносили, складывали в ящик и везли на кладбище».

Соловки тех лет были фантастическим, чудовищным конгломератом из несовместимых, казалось бы, компонентов. Наряду с «клетушкой под старой колокольней, где расстреливали поодиночке», существовал театр, выходил журнал, работал криминологический кабинет, где велись серьезные исследования. Позднее, когда СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) знаменательно превратился в СТОН (слово «лагерь» было заменено словом «тюрьма»), от этих игр мало что осталось.

«Из всей этой передряги, – пишет Д.С. Лихачев, – я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием. То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного породили во мне какое-то очень глубоко залегшее спокойствие и душевное здоровье. Я не приносил зла, не одобрял зла, сумел выработать в себе жизненную наблюдательность и даже смог незаметно вести научную работу. Может быть, именно это научное стремление наблюдать помогло мне выжить…»

Вывод, может быть, отчасти неожиданный. Можно ли вынести «спокойствие и душевное здоровье» из кругов ада? Но можно не сомневаться: именно так оно и было. Все становится на свои места, если слово «спокойствие» заменить другим, которое автор по скромности и воспитанности своей не мог применить к себе, – словом «бесстрашие». «Я видел столько страшного, что теперь уже не боюсь ничего» – такова формула этого спокойствия. А «душевное здоровье» можно перевести еще проще: чистая совесть.

Домашнее задание

1.    § 12 (Кравченко).

2.    С. 363-367 (Боголюбов).

Дополнительный материал

Понятие «культура»

Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений культуры…

Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Херсковиц: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)». Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, техника, жилища и т. п.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

В учебных целях можно использовать следующее определение: культура (от лат. возделывание, воспитание, развитие, почитание) -совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний.

Слово «культура» восходит к латинскому colere – culture, что означает возделывание, обработка почвы, первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах как агротехнический термин. Впоследствии в V в. до н. э. Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование («культура как воздействие на человеческий ум», «культура ума есть философия»). Культура дополняет человеческую природу, она формирует человека как воспитанного и образованного.

Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он первым применил слово «cultura» в ином, т. е. переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же cultura стала противостоять другому латинскому понятию «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, надприрод-ное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. С другой стороны, расширительное толкование понятия «культура» может привести к его отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием – «общество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от общества не включает в себя биологические, демографические элементы.

Но это далеко еще не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, позднее перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, это перестало быть фактом культуры.

Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты:

•    генетический;

•    гносеологический;

•    аксеологический;

•    гуманистический;

•    нормативный;

•    социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве измерения общества.

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой – выступают как специфический объект освоения.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура – это производство самого человека во всем богатстве и многообразии его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это тоже культура.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Таким образом, культура – это ядро, основа, «душа» общества.

Культура – это материальные и духовные ценности человека:

•    способ жизнедеятельности людей;

•    их отношения между собой;

•    своеобразие жизни наций и народов;

•    уровень развития общества;

•    накапливаемая в истории общества информация;

•    совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

•    религия, мифология, наука, искусство, политика;

•    особая знаковая система и т. д.

Ценности культуры

Ценности занимают важное место в содержании культуры. В XIX в. возникает особая философская дисциплина о ценностях –аксиология.

Существуют различные подходы к пониманию ценностей.

Ценность – это зафиксированная в сознании человека характеристика его отношения к субъекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи). Но сама ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования – ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете. Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность. Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно-денежной форме выразить радость, вдохновение, творчество и т. п. Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная вещь – не иметь ценности.

В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Это может быть выстраивание иерархической последовательности – от низших (чувственных) к высшим (святым). Это может быть разделение ценностей на духовные, социальные, экономические, материальные.

На основе господствующих в культуре ценностей образуется система ценностных ориентаций личности данного общества. Каждый индивид упорядочивает эти ценностные ориентации по-своему. Как ценностные ориентации выступают семья, материальные блага, успешная карьера и т. п. У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности. Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом, поэтому человек практически всегда находится перед альтернативным выбором ценностей.

Культура и личность Согласно представлениям А. Кардинера личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни. Это происходит под действием внешней среды, прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность человека, на всю его жизнь. Психика людей следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения…

Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях:

• как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и специального образования, в ходе контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., что прямо или опосредованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания, и постоянную корректировку параметров этой адекватности на протяжении всей жизни человека;

•    как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе;

•    как «производитель» культуры, творчески порождающий новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования (собственной оценки) может быть квалифицировано как акт творчества;

•    как транслятор культуры, ибо, воспроизводя какие-либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Законы развития культуры

Законы развития культуры, которые определяет и научно анализирует культурология, – это объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в этой сфере общества. По мнению ряда авторитетных ученых, это следующие законы.

1.    Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью.

2.    Закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим.. . Культура – это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т. д. Преемственность – основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

3.    Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура – это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры – одни уходят, на смену им приходят другие – так появляется прерывность в развитии культуры. Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, т. е. предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Поэтому мы можем сказать так:

1)    прерывность носит относительный характер;

2)    непрерывность – абсолютный, она ведущий элемент.

Несмотря на перерывы, потери, даже провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, «уплотняются», вбирая в себя результаты прошлого развития. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер.

4.    Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Взаимосвязь, сотрудничество различных культур – важнейшая объективная закономерность. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по-своему выражала собственное понимание мира, его освоение (мировидение). Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса.

Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества.