Урок 40. Антарктида. Особенности природы

0
737

Таинственный полярный материк…

Угрюмо айсберги подходы сторожат

К его ледовой, неприветной кромке.

Здесь ночь полярную и звезды не горят,

Задутые густой поземкой.

В горах тут труден и опасен путь:

Испробуй-ка нехватку кислорода,

Когда обрушится снегов крутая муть

И зверем завывает непогода!

И. И. Ландо

Цели урока: раскрыть представление об Антарктиде, установить особенности ее географического положения, причины суровости природы; показать особую роль климата; познакомить с природными богатствами и особым международным статусом материка.

Средства обучения: глобус, физическая карта Антарктики, портреты мореплавателей и путешественников, учебные картины, таблицы, экранные пособия.

Основные представления и понятия: южный полярный круг, географическое положение материка, береговая линия, платформа, складчатый пояс, рельеф, климатообразующие факторы, стоковые ветры, ледник, антарктический оазис, органический мир, природные ресурсы.

Номенклатура: основные природные объекты материка, названия и географическое положение научных станций.

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Полярные области Земли. Арктика и Антарктика

Объяснение учителя. Происхождение названий, общие черты и различия двух полярных областей. Состав территории. История открытия и исследований.

2. Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка

Практическая работа. Определение географического положения и нанесение его элементов на контурную карту.

3. Особенности природы

Задание. На основе просмотра диафильма (видеофильма или части мультимедийного учебника) и картосхемы учебника (стр. 159, рис. 122) составить характеристику компонентов природы материка и установить связи между компонентами. Определить понятия “антарктический оазис”, “антарктическая пустыня”.

4. Международный статус Антарктиды

Объяснение учителя. Современные исследования Антарктиды. Экологические проблемы и необходимость охраны природы южной полярной области Земли.

Закрепление изученного

Что называют Антарктикой? Какие территории входят в ее состав?

Что подразумевают, когда говорят, что у Антарктиды два рельефа? Строение какого из них более сложное? Почему?

Какие два типа климата есть в Антарктиде? В чем причины их различия?

Что такое шельфовый ледник? Какую роль играют эти ледники в природе Антарктики?

Какими природными богатствами обладает Антарктида? Как их используют?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь