Цели урока: Сформировать у учащихся знания о разнообразии типов экологических взаимодействий и их характерных признаках, показать на конкретных примерах формы взаимоотношений, существующих в природе.
Оборудование: таблицы, фотографии, рисунки, тематическая карта.
Ход урока
L Организационный момент
Повторение изученного материала
Задается большой массив вопросов и задач сразу — в рамках повторяемой темы (задание массивом). Самостоятельный выбор заданий при этом дает дополнительную возможность самореализации. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться». В этом массиве могут присутствовать и базовые вопросы, по которым можно провести письменный опрос учащихся. В тетради ученики отмечают свое продвижение, отмечая номера заданий, на которые они нашли ответы. Ряд наиболее интересных заданий можно проверить в классе. Сильные ученики будут стараться выполнить все задания.
Тематическая карта
О Задание массивом (15 минут).
Базовые вопросы:
Какие среды жизни населяют животные Земли?
Что называют местообитанием животных?
Является ли окраска животных приспособительным признаком? Приведите примеры.
Почему по внешнему виду животных можно определить, в каких местообитаниях они встречаются? Приведите примеры.
Цапля имеет длинные ноги, длинную шею, а дятел крепкий долотовидный клюв. Какое значение эти признаки имеют в жизни птиц?
Вопросы на повторение:
Самые быстродвигающиеся животные живут в среде:
а) наземно-воздушной; в) водной;
б) подземной; г) в живых организмах.
Назовите самое крупное животное, которое когда-либо существовало (и существует ныне) на Земле. В какой среде оно обитает? Почему в других средах обитания возникнуть и существовать такие крупные животные не могут?
Ученые-ихтиологи (изучающие рыб) сталкиваются с серьезными проблемами при сохранении глубоководных рыб для музеев. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле взрываются. Объясните, почему это происходит.
Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.
Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека …{грозит, не грозит) высыхание; вереде их обитания колебания температуры, солености , давления … (сильные, слабые); среда, в которой они обитают, для них химически … (агрессивна, не агрессивна); они …. (имеют, не имеют) органы, связанные с поиском пищи; они… {имеют, не имеют) слух; они {имеют, не имеют) органы зрения; количество продуцируемых ими яиц… (большое, не большое).
В каких средах обитания животные имеют наиболее простое строение органа слуха (сравнивать необходимо близкородственные группы животных)? Почему? Доказывает ли это, что в этих средах животные плохо слышат?
Объясните, почему постоянноводные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери, обитающие в суровых и холодных условиях. (Для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже — 1,3 °С, а на поверхности суши она может падать до – 70 “С.)
Три основных способа приспособления организмов к неблагоприят
ным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. К какому способу можно отнести:
а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные районы зимовок;
б) зимнюю спячку медведей;
в) активную жизнь полярных сов зимой при температуре — 40 °С;
г) нагревание тела верблюда днем с 37 °С до 41 °С и остывание его к утру до 35 °С;
д) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега?
В то время, когда учащиеся работают над заданиями, можно проверить выполнение домашнего задания в тетради (таблица, стр. 12) выборочно.
Среды жизни и местообитания животных.
Среды жизни |
Местообитания |
Названия животных |
Водная среда |
Реки и озера с чистой водой и илистым дном и обрывистыми берегами |
Речные раки, речной-окунь, щука |
Толща морской воды |
Акула, кит |
|
Морское дно |
Камбала |
|
Наземновоздушная среда |
Смешанный лес |
Заяц, волк, лисица, лось |
Степь |
Сайгак, дрофа, журавль-красавка, степная гадюка |
|
Внутренняя среда организмов |
Кишечник свиньи |
Свиная аскарида |
Кишечник человека |
Человеческая аскарида |
Изучение нового материала
В природных сообществах организмы различных видов животных и растений взаимодействуют друг с другом.
Такие взаимодействия называются экологическими (известно, что экология (от греч. ойкос — дом, и логос — наука) — наука о доме, об окружающей среде). Они различаются по характеру и носят различные названия, например, известные нам хищничество, паразитизм, симбиоз.
Жить вместе в одном доме (на планете Земля) очень разным существам совсем не просто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго, как говорится, и на воздух всему дому взлететь. Однако земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря — сосуществуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те, в свою очередь — для третьих, и так далее. Вот наука экология и призвана изучить досконально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.
Организмы, живущие на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Что это за отношения? Попробуем в этом разобраться.
Для характеристики типов экологических взаимодействий используют условные знаки. Знак «минус» означает неблагоприятное влияние (организм испытывает угнетение или вред). Знак «плюс» обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак «ноль» показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния).
В ходе беседы с учащимися необходимо выделить 6 групп взаимодействий.